Лариса Холмова, соучредитель компании «Бон Тур»:
— Если сравнивать 2023 год с 2022-м или даже с 2019-м, то в моральном плане он для нас, конечно, был проще, потому что мы уже привыкли к новым условиям, адаптировались к ним. Сейчас мы не планируем на годы вперед (в 2019 году, например, мы бронировали поездки и гостиницы на 2 года вперед) и уже привыкли к низкой глубине продаж. В этом году массовые продажи начинались за 2–3 недели, хотя были программы, которые мы закрывали и за месяц.
Если говорить о цифрах, то если в 2019 году мы отвезли порядка 16 тыс. туристов, а в 2022-м — 14,5 тыс., то только за 11 месяцев 2023 года мы уже отвезли около 18 тыс. человек. Таким образом, у нас идет рост более чем на 20%. По объему выручки тоже огромный рост: если в 2019 году он составлял примерно 77 млн рублей, в 2022-м — около 92 млн, а в 2023-м уже была 112 млн рублей.
С другой стороны, прибыль в 2019 году у нас составляла 4 млн рублей, а в 2022-м — 477 тыс. рублей. И я думаю, что если мы в этом году увеличим прибыль, то совсем на чуть-чуть, может быть, до 600–700 тыс. рублей.
Поэтому в туризме всё довольно сложно. С нами остались лишь самые преданные кадры, и мы сами шутим над собой, говоря, что не знаем, как воспринимать свою работу: то ли миссией, то ли мессией (улыбается). Потому что сейчас люди, которые остались в туризме, наши кадры, конечно, понимают, что эта отрасль сегодня не является бизнесом. Все, кто в ней работает, лишь надеются на лучшее.
А главным нашим достижением я считаю то, что мы сохранили штат, сумели перестроиться и продолжаем открывать новые маршруты. Мы были компанией, зарабатывающей на зарубежном туризме, на европейском, а сейчас открываем для туристов Россию и Азию, например Китай.
Европейский туризм у нас остался, но совсем немного, поскольку авиабилет туда может стоить в 2 раза дороже путевки. Поэтому, когда в прошлом году мы всё же вывезли две группы в Париж, об этом говорил весь город. На апрель-24 у нас уже фактически продана запланированная поездка в Париж, и об этом снова уже говорят. Более того, отмечу такую тенденцию: к нашим группам, которые мы везем во Францию, в Японию, присоединяется русскоязычный народ, живущий за пределами России, в Европе и даже в Америке. Они выбирают поездку не только для того, чтобы посмотреть регион, но и чтобы пообщаться на русском языке.