Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:
— Россия движется в общемировом тренде. Модель маркетплейса работает во всём мире, и основная разница заключается лишь в их количестве в конкретных странах. Как правило, их один-два (в США, например, один), в России фактически пять, но основных четыре: WildBerries (WB), Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет». Пятый, AliExpress, в этом году полностью отказался от развития своего локального бизнеса и сейчас занимается тем, с чего начинал: везет товар из Китая.
Таким образом, особенность России заключается в том, что у нас маркетплейсов несколько, а значит, они острее конкурируют. При этом российские маркетплейсы меньше всего замечены в той практике, которая вызывает острейшую проблему у всех участников других рынков, в частности США: когда маркетплейсы, обладая уникальным знанием о покупателе, запускают собственные торговые марки, не просто копируя товары, которые продаются лучше всего, а еще и в поисковой выдаче подсовывая свои СТМ в первую очередь.
Наша онлайн-торговля в последние 3 года растет на 40% каждый год. В 2023 году вырастет, скорее всего, на 45%. При этом крупнейшие маркетплейсы растут гораздо быстрее: Ozon — почти в 2 раза, WildBerries — почти на 90%, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» также гораздо быстрее рынка.
При этом ни у одного маркетплейса, кроме WB, нет чистой прибыли. Да и у WB прибыль по «чистой случайности» соответствует тем штрафам, которые они взяли со своих продавцов: при обороте больше 1 трлн рублей они получили 12 млрд рублей чистой прибыли (всего лишь 1%!), но вся она сформировалась за счет штрафов, иначе у них был бы ровно ноль.
А самый большой вклад в развитие онлайн-торговли на самом деле делает экосистема «Сбер» (компании «Мегамаркет», «Самокат», «СберМаркет»). Их совокупный убыток (а это, по сути, те деньги, которые они инвестировали в то, чтобы продать свой товар и доставить заказы нам с вами) в прошлом году был более 50 млрд рублей, а в этом, наверное, будет 150 млрд.
Следующий шаг, который будут делать маркетплейсы, — развивать финансовые услуги, что сделает рынок ретейла еще более сложным. То есть мало того, что у нас есть игроки, которые несут убытки и вполне готовы на это, у них еще и банки свои будут. Для покупателя в моменте это очень выгодно!
Всё это оказывает сильное давление на игроков, которые работают в стандартной системе. И для традиционных ретейлеров сегодня крайне важно ответить на вопрос, зачем покупателю приходить к ним в магазин: за консультацией, или потому что он доверяет его товару (к маркетплейсам в этом отношении есть вопросы), или зачем-то еще.
Маркетплейсы сегодня — это вызов, меняющий экономику ретейла.
По материалам дискуссии «Маркетплейсы: настоящее и будущее» в рамках форума «Труд и занятость»