Сергей Пониделко, медицинский директор «СМ-Клиника» в Петербурге:
— Наша клиника завершает год на позитивной ноте, несмотря на все вызовы, с которыми нам пришлось столкнуться в последние месяцы. Прежде всего это реорганизация логистических цепочек импорта медицинского оборудования и расходных материалов. Здесь нас выручило сотрудничество с проверенными крупными дилерами, благодаря которым удалось избежать перебоев в поставках.
Сроки ожидания импортных товаров по сравнению с прошлым годом выросли, но тем не менее в клиниках есть всё необходимое для продуктивной работы.
Вторым вызовом стало сокращение количества первичных пациентов. Эту тенденцию можно объяснить окончанием пандемии коронавируса и снижением платежеспособности населения. Впрочем, какого-либо заметного падения нам удалось избежать за счет работы над возвращением клиентов. Вторичных пациентов в 2022 году в клиниках стало ощутимо больше.
Из вызовов уходящего года стоит отметить и работу с персоналом. Увы, релокация части населения не прошла мимо медицины. Для сохранения высокого качества услуг мы усилили поиск новых кадров, переформатировали расписания врачей, стали уделять больше внимания дополнительному обучению и повышению квалификации специалистов.
Наконец, определенные сложности компании доставили перестановки на рынке интернет-маркетинга. Уже в феврале нам пришлось оперативно усилить другие каналы продвижения: рекламную сеть «Яндекса», геосервисы, работу в социальных сетях, PR. Эти инструменты помогли нам нивелировать негативный эффект от сворачивания рекламной активности в Google.
Что касается спроса, то наиболее востребованным в нашей сети остается поликлиническое направление. Помимо этого, в 2022 году пациенты начали активнее интересоваться косметологией, пластической хирургией. Эти направления мы развиваем уже давно и успели завоевать высокую репутацию среди конкурентов.
Набирают популярность программы комплексного обследования организма, или чекап: вопреки всему люди начали уделять больше внимания заботе о себе и о своем здоровье. Традиционно высока потребность в квалифицированных детских врачах. А вот интерес к лабораторным услугам в 2022 году пошел на спад. На снижение спроса повлияло окончание пандемии и растущая конкуренция со стороны пунктов забора крови «у дома». Кроме того, сегодня пациенты всё чаще ищут возможность сдать необходимые им анализы по ОМС.
Текущая ситуация не оказала какого-либо значимого влияния на нашу стратегию развития. Все глобальные планы с большей долей вероятности мы реализуем, как и планировали, даже несмотря на то, что из-за проблем с логистикой запуск новых проектов на рынке сегодня требует больше времени и вложений.
Давать какие-либо точные прогнозы о перспективах рынка частной медицины пока бессмысленно. Безусловно, за последний год медицинские услуги стали несколько менее рентабельными. Выросли затраты на закупку импортных расходных материалов, поддержание конкурентного уровня зарплат, маркетинг и рекламу. Так что в ближайшее время рынок вряд ли пополнится новыми игроками, а финансовое положение действующих медицинских сетей будет сильно зависеть от уровня платежеспособности населения. В остальном — хорошие врачи и качественные медицинские услуги были и будут актуальны во все времена.
Что касается возможного ухода с рынка заметных игроков, то такие случаи могут быть. Например, холдинг «Медскан» приобрел сеть «Медикал он груп». Для многих клиник ситуация действительно непростая. Наиболее уязвимыми остаются маленькие и средние компании, как сетевые, так и несетевые. У них меньше возможностей для поддержания маржинальности услуг, закупки дорогостоящего оборудования и сохранения штата специалистов.