Итоги года. Российский ретейл справляется с вызовами
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Российский ретейл справляется с вызовами

Прочитано: 1295

В 2022 году Росстат ежемесячно отмечал падение оборота розничной торговли России, причем оборот непродовольственной розницы падал сильнее, чем продуктовой. «Новый проспект» узнал у ретейлеров, насколько успешным для них был прошлый год и каковы их планы на год наступивший.

Алексей Баулин, генеральный директор сети магазинов «Улыбка радуги»:

— Для нашего бизнеса ключевыми событиями продолжали оставаться открытия новых магазинов. Так, в июле мы открыли тысячный магазин сети в центре Санкт-Петербурга. Мы сохраняем амбициозные планы по расширению сети в следующем году.

В этом году покупатели особенно активно реагировали на скидки. Показательной в этом плане стала «черная пятница». Клиентам предлагалась скидка 40% на 1 тыс. товаров из разных категорий. В 2021 году прирост в чеках составил 14% в дни акции к средним регулярным продажам, в то время как в 2022 году этот прирост был уже 40%. В интернет-магазине «Улыбки радуги» продажи выросли в 3 раза, а в приложении — в 3,5 раза. Это хороший показатель, особенно с учетом большого количества других ретейлеров и маркетплейсов, также предлагающих скидки своим покупателям. При этом мы отметили, что если раньше на «черную пятницу» люди стремились себя побаловать чем-то дорогим и попробовать что-то новое, то в этот раз жители страны по большей части выгодно закупались впрок товарами, которыми они пользуются на регулярной основе.

В 2023 году мы продолжим развивать доступность нашего продукта для покупателей как офлайн, так и онлайн. Мы планируем расширять сеть наших магазинов в разных регионах России и предлагать клиентам товары на удобных интернет-площадках с быстрым и качественным сервисом. Также мы продолжаем развивать направление собственных брендов.

Александр Сарычев, генеральный директор сети магазинов женской и мужской обуви Zenden:

— Антироссийские санкции 2022 года внесли коррективы в планы развития компании Zenden: мы планировали открыть больше магазинов в 2022 году, однако ряд открытий отложили на следующий год. В итоге в 2022 году мы открыли 13 магазинов, а в 2023-м планируем открыть 50 новых магазинов по России.

В целом мы успешно справились со всеми вызовами и проблемами и прошли год с положительной динамикой: рост составил 14%. Справиться с трудностями помогла реализация запланированных изменений: мы качественно поработали над ассортиментом продукции, сменив вектор на более премиальный, поработали над улучшением товародвижения, торгового процесса.

В 2022 году компания Zenden утвердила новую стратегию развития, обновила позиционирование брендов, ассортиментную политику и визуальный мерчандайзинг. Так, была изменена концепция витрин и выкладки товара с зонированием по торговым маркам, стилям и видам обуви. Новые магазины уже открываются в этом формате. Далее планируем постепенное обновление всех магазинов сети.

Мария Евневич, член совета директоров торговой сети «Максидом»:

— Общий тренд в непродовольственном ретейле — снижение продаж как в рублях, так и в штуках. Покупатели переходят в режим экономии, откладывают покупки товаров длительного пользования. Прогнозировать, сколько нам предстоит жить с такой моделью покупательского поведения, сложно: рынок во многом зависит от внешней конъюнктуры.

«Максидом» в 2020 году приобрел российский сегмент сети Castorama, и с тех пор мы проводим работу по ребрендингу приобретенных магазинов. В 2021 году мы отработали формат смены информационной системы и вывески магазина за одну ночь без остановки его работы для покупателей. В 2022 году таким же образом перевели казанскую «Кастораму», тем самым открыв второй «Максидом» в Казани, который стал 21-м для сети. Работа в этом направлении продолжится и в 2023 году.

Сохраняется тренд и на диджитал-коммуникацию с покупателем: в ассортименте «Максидома» есть категории товаров, которые люди уже привыкли покупать в интернете, поэтому мы работали в этом году не только над оптимизацией и обновлением дизайна интернет-магазина, но и расширили предложение таких товаров, добавив на сайт больше позиций, доступных в формате маркетплейса — только онлайн. Кроме того, под конец года мы выпустили обновленное приложение «Максидома» для iOS и Android и в 2023 году будем заниматься и его развитием и продвижением.

Александр Федосов, директор по маркетингу компании Metro:

— Год дал много стимулов к изменению процессов, но долгосрочно Metro сохраняет фокус на дифференциацию в ассортименте и ценообразовании. Необходимость изменения ассортимента привела к работе с новыми поставщиками и новыми цепочками поставок. Только в одной категории алкоголя мы завели в этом году 365 новых позиций.

Потребители стали более экономными, роль ценового фактора при принятии решении о покупке выросла. Летом 2022 года Metro скорректировала цены на более чем 12 тыс. товаров повседневного спроса и анонсировала это в рекламной кампании, где Елена Летучая как эксперт проверяет цены. Важно, что это не временная активность, а постоянный процесс мониторинга и корректировки цен, чтобы сделать их более доступными. Довольно быстро мы увидели рост частоты визитов клиентов и показателя NPS (индекса определения лояльности потребителей товару или бренду. — Прим. «НП»), по этому показателю Metro является одним из лидеров рынка.

В мае 2022 года Metro запустила программу по изменению цен, в рамках которой цены были снижены до 30 и более процентов на 12 тыс. наименований товаров основного ассортимента. Наша цель — инвестиции в цены на постоянной основе, чтобы гарантировать клиентам настоящее оптовое предложение с прозрачной выгодой от объема. Программа сопровождалась масштабной рекламной кампанией с амбассадорами Еленой Летучей и Константином Ивлевым, которая продолжается в течение всего года.

В декабре Metro подвела итоги 2021/22 финансового года (октябрь 2021–сентябрь 2022). Продажи компании в России выросли на 7,9% в местной валюте в 2021/22 финансовом году и составили €2,9 млрд. То есть год был успешным, и, надеемся, новогодние продажи также покажут хороший рост.

Доставка разным группам клиентов (food service delivery) стала важным драйвером продаж в 2021/22 финансовом году. В сегменте b2c за год было доставлено около 8 млн заказов, что на 40% больше, чем в прошлом году. Также активное развитие наблюдается в сегменте b2b за счет готовых решений под отдельные сегменты бизнеса: стрифуд, столовые, пекарни, бары, кофейни и пр.

В планах — дальнейшее развитие клиентской базы e-com. Metro — один из лидеров рынка e-grocery в России (продажи товаров повседневного спроса в сети интернет. — Прим. «НП»), доля электронной коммерции превышает 10% всего оборота. Развитие и удержание этой клиентской базы и поддержание финансовой устойчивости этого бизнеса — это еще одна задача.

В 2022 году мы начали проект по укреплению восприятия Metro как лидера по оптовым ценам. Наша задача и далее формировать такое восприятие и работать над ценами в условиях роста конкуренции.

Андрей Шляев, директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*Золотой»:

— В сети «585*Золотой» мы отметили три главные тенденции поведения покупателей, которые, судя по всему, сохранятся и усилятся в следующем году. Основной тренд, который наметился еще в конце 2021 года, — это всё более рациональное поведение покупателей. Трафик в магазины, особенно в торговые центры, становится более целевым, то есть покупатели приходят, уже зная, что они хотят приобрести, а значит растет конверсия в покупку. Также клиенты стали внимательнее относиться к дополнительным финансовым возможностям: рассрочке, кешбэку, баллам за покупку. Всё больше на решение о покупке влияет наличие скидок или специальных условий. Доля клиентов, пользующихся кешбэком, достигла 17%.

Рациональными мотивами можно объяснить и два следующих тренда. Впервые за долгий период доля продаж золота в штуках сравнялась с серебром. На протяжении многих лет количество серебряных изделий превышало количество золотых, но в 2022 году покупатели стали отдавать предпочтение золотым изделиям. При этом вырос спрос на золотые изделия более высокого ценового сегмента, с бриллиантами и другими натуральными и выращенными драгоценными инкрустациями (+11,3% к 2021 году), в отличие от недорогих золотых украшений с фианитами.

В этом году мы подключили «умную» программу лояльности. Теперь скидки и специальные предложения предоставляем индивидуально, исходя из истории покупок каждого клиента, его товарных предпочтений, суммы среднего чека и т.д. В следующем году продолжим персонифицировать коммуникации, чтобы максимально точно попадать в ожидания клиентов. В целом, если не будет значительных потрясений, мы ожидаем, что все тренды этого года будут развиваться и усиливаться в следующем.

Елена Шкидрова, руководитель электронной коммерции компании Xiaomi («Сяоми») в России и интернет-магазина Mi-Shop:

— Когда мы планировали 2022 год, мы ставили перед собой одни цели. Начало года было для всех на рынке, и для нас тоже, очень необычным, но потом мы поняли, что настало наше время! И сейчас мы получаем совсем другие цифры (безусловно, в лучшую сторону). Мы перевыполняем все наши планы и очень оптимистично смотрим в будущее. Для нас 2022 год оказался успешным что в штуках, что в обороте, что в прибыли, и мы не видим смысла останавливаться.

Сейчас мы усиливаем направление маркетплейсов с той поправкой, что, по рекомендации нашего вендора, не все товары можем продавать на этих платформах.

Пресс-служба маркетплейса Wildberries:

— В 2022 году мы продолжили развивать Wildberries как площадку для предпринимателей и покупателей, стремясь поддерживать как одних, так и других: за 11 месяцев 2022 года предоставили за свой счет дополнительные скидки на товары на общую сумму 203 млрд рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Также мы улучшали работу региональной логистики и повышали доступность складских центров для предпринимателей. Для этого в преддверии высокого сезона продаж, в июле-ноябре, запустили свыше 200 тыс. м2 новых складских площадей. Всего за 9 месяцев 2022 года вложили около 20,8 млрд рублей в строительство новых логистических центров и открытие пунктов выдачи заказов по всей стране.

По итогам года откроем совокупно 100 тыс. новых рабочих мест и вложим еще около 9,4 млрд рублей в развитие инфраструктуры.

Более 91% заказов наши покупатели предпочитают получать именно в пунктах выдачи заказов, поэтому мы продолжили открывать новые пункты самовывоза как самостоятельно, так и в партнерстве с малым бизнесом. В 2022 году стартовала программа субсидирования новых партнерских точек выдачи: владельцы ПВЗ получают повышенные выплаты до 7,3% от оборота точки в приоритетных локациях, где сильнее всего ощущается их нехватка для покупателей. В результате этого по итогам 11 месяцев Wildberries обладает самой широкой сетью партнерских пунктов выдачи заказов среди всех онлайн-ретейлеров страны: их общее количество превышает уже 13,3 тыс., а общее число пунктов самовывоза компании — более 27,5 тыс. точек.

В целях улучшения покупательского сервиса мы усилили контроль за качеством продукции на Wildberries. Разработали собственную уникальную систему «Цифровой арбитраж», которая значительно усилила защиту предпринимателей от возможных нарушений их авторских прав со стороны других участников рынка, а покупателей — от возможного проникновения контрафактной продукции. Кроме того, провели интеграцию с реестрами Роскачества и Росаккредитации для дополнительной верификации товаров на площадке. Также совместно с другими маркетплейсами создали единую информационную систему «Антиконтрафакт».

Один из ключевых вызовов, с которым в этом году столкнулись как мы, так и все другие игроки рынка, — существенный рост расходов на логистику из-за повышения стоимости всех ее компонентов, начиная от складского оборудования и коммерческого транспорта и заканчивая материалами и компонентами для строительства новых логистических объектов: с 2020 года их стоимость возросла примерно на 40–50%.

В 2023 году, продолжая развитие предпринимательства в стране, мы сосредоточимся на дальнейшем развитии онлайн-платформы для российского бизнеса. Будем и дальше улучшать собственную логистическую инфраструктуру, улучшать бизнес-процессы, создавать новые рабочие места для россиян и сервисы для покупателей.

ретейл опрос итоги года торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки