Итоги года. Российский ретейл справляется с вызовами
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Российский ретейл справляется с вызовами

Прочитано: 132

В 2022 году Росстат ежемесячно отмечал падение оборота розничной торговли России, причем оборот непродовольственной розницы падал сильнее, чем продуктовой. «Новый проспект» узнал у ретейлеров, насколько успешным для них был прошлый год и каковы их планы на год наступивший.

Алексей Баулин, генеральный директор сети магазинов «Улыбка радуги»:

— Для нашего бизнеса ключевыми событиями продолжали оставаться открытия новых магазинов. Так, в июле мы открыли тысячный магазин сети в центре Санкт-Петербурга. Мы сохраняем амбициозные планы по расширению сети в следующем году.

В этом году покупатели особенно активно реагировали на скидки. Показательной в этом плане стала «черная пятница». Клиентам предлагалась скидка 40% на 1 тыс. товаров из разных категорий. В 2021 году прирост в чеках составил 14% в дни акции к средним регулярным продажам, в то время как в 2022 году этот прирост был уже 40%. В интернет-магазине «Улыбки радуги» продажи выросли в 3 раза, а в приложении — в 3,5 раза. Это хороший показатель, особенно с учетом большого количества других ретейлеров и маркетплейсов, также предлагающих скидки своим покупателям. При этом мы отметили, что если раньше на «черную пятницу» люди стремились себя побаловать чем-то дорогим и попробовать что-то новое, то в этот раз жители страны по большей части выгодно закупались впрок товарами, которыми они пользуются на регулярной основе.

В 2023 году мы продолжим развивать доступность нашего продукта для покупателей как офлайн, так и онлайн. Мы планируем расширять сеть наших магазинов в разных регионах России и предлагать клиентам товары на удобных интернет-площадках с быстрым и качественным сервисом. Также мы продолжаем развивать направление собственных брендов.

Александр Сарычев, генеральный директор сети магазинов женской и мужской обуви Zenden:

— Антироссийские санкции 2022 года внесли коррективы в планы развития компании Zenden: мы планировали открыть больше магазинов в 2022 году, однако ряд открытий отложили на следующий год. В итоге в 2022 году мы открыли 13 магазинов, а в 2023-м планируем открыть 50 новых магазинов по России.

В целом мы успешно справились со всеми вызовами и проблемами и прошли год с положительной динамикой: рост составил 14%. Справиться с трудностями помогла реализация запланированных изменений: мы качественно поработали над ассортиментом продукции, сменив вектор на более премиальный, поработали над улучшением товародвижения, торгового процесса.

В 2022 году компания Zenden утвердила новую стратегию развития, обновила позиционирование брендов, ассортиментную политику и визуальный мерчандайзинг. Так, была изменена концепция витрин и выкладки товара с зонированием по торговым маркам, стилям и видам обуви. Новые магазины уже открываются в этом формате. Далее планируем постепенное обновление всех магазинов сети.

Мария Евневич, член совета директоров торговой сети «Максидом»:

— Общий тренд в непродовольственном ретейле — снижение продаж как в рублях, так и в штуках. Покупатели переходят в режим экономии, откладывают покупки товаров длительного пользования. Прогнозировать, сколько нам предстоит жить с такой моделью покупательского поведения, сложно: рынок во многом зависит от внешней конъюнктуры.

«Максидом» в 2020 году приобрел российский сегмент сети Castorama, и с тех пор мы проводим работу по ребрендингу приобретенных магазинов. В 2021 году мы отработали формат смены информационной системы и вывески магазина за одну ночь без остановки его работы для покупателей. В 2022 году таким же образом перевели казанскую «Кастораму», тем самым открыв второй «Максидом» в Казани, который стал 21-м для сети. Работа в этом направлении продолжится и в 2023 году.

Сохраняется тренд и на диджитал-коммуникацию с покупателем: в ассортименте «Максидома» есть категории товаров, которые люди уже привыкли покупать в интернете, поэтому мы работали в этом году не только над оптимизацией и обновлением дизайна интернет-магазина, но и расширили предложение таких товаров, добавив на сайт больше позиций, доступных в формате маркетплейса — только онлайн. Кроме того, под конец года мы выпустили обновленное приложение «Максидома» для iOS и Android и в 2023 году будем заниматься и его развитием и продвижением.

Александр Федосов, директор по маркетингу компании Metro:

— Год дал много стимулов к изменению процессов, но долгосрочно Metro сохраняет фокус на дифференциацию в ассортименте и ценообразовании. Необходимость изменения ассортимента привела к работе с новыми поставщиками и новыми цепочками поставок. Только в одной категории алкоголя мы завели в этом году 365 новых позиций.

Потребители стали более экономными, роль ценового фактора при принятии решении о покупке выросла. Летом 2022 года Metro скорректировала цены на более чем 12 тыс. товаров повседневного спроса и анонсировала это в рекламной кампании, где Елена Летучая как эксперт проверяет цены. Важно, что это не временная активность, а постоянный процесс мониторинга и корректировки цен, чтобы сделать их более доступными. Довольно быстро мы увидели рост частоты визитов клиентов и показателя NPS (индекса определения лояльности потребителей товару или бренду. — Прим. «НП»), по этому показателю Metro является одним из лидеров рынка.

В мае 2022 года Metro запустила программу по изменению цен, в рамках которой цены были снижены до 30 и более процентов на 12 тыс. наименований товаров основного ассортимента. Наша цель — инвестиции в цены на постоянной основе, чтобы гарантировать клиентам настоящее оптовое предложение с прозрачной выгодой от объема. Программа сопровождалась масштабной рекламной кампанией с амбассадорами Еленой Летучей и Константином Ивлевым, которая продолжается в течение всего года.

В декабре Metro подвела итоги 2021/22 финансового года (октябрь 2021–сентябрь 2022). Продажи компании в России выросли на 7,9% в местной валюте в 2021/22 финансовом году и составили €2,9 млрд. То есть год был успешным, и, надеемся, новогодние продажи также покажут хороший рост.

Доставка разным группам клиентов (food service delivery) стала важным драйвером продаж в 2021/22 финансовом году. В сегменте b2c за год было доставлено около 8 млн заказов, что на 40% больше, чем в прошлом году. Также активное развитие наблюдается в сегменте b2b за счет готовых решений под отдельные сегменты бизнеса: стрифуд, столовые, пекарни, бары, кофейни и пр.

В планах — дальнейшее развитие клиентской базы e-com. Metro — один из лидеров рынка e-grocery в России (продажи товаров повседневного спроса в сети интернет. — Прим. «НП»), доля электронной коммерции превышает 10% всего оборота. Развитие и удержание этой клиентской базы и поддержание финансовой устойчивости этого бизнеса — это еще одна задача.

В 2022 году мы начали проект по укреплению восприятия Metro как лидера по оптовым ценам. Наша задача и далее формировать такое восприятие и работать над ценами в условиях роста конкуренции.

Андрей Шляев, директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*Золотой»:

— В сети «585*Золотой» мы отметили три главные тенденции поведения покупателей, которые, судя по всему, сохранятся и усилятся в следующем году. Основной тренд, который наметился еще в конце 2021 года, — это всё более рациональное поведение покупателей. Трафик в магазины, особенно в торговые центры, становится более целевым, то есть покупатели приходят, уже зная, что они хотят приобрести, а значит растет конверсия в покупку. Также клиенты стали внимательнее относиться к дополнительным финансовым возможностям: рассрочке, кешбэку, баллам за покупку. Всё больше на решение о покупке влияет наличие скидок или специальных условий. Доля клиентов, пользующихся кешбэком, достигла 17%.

Рациональными мотивами можно объяснить и два следующих тренда. Впервые за долгий период доля продаж золота в штуках сравнялась с серебром. На протяжении многих лет количество серебряных изделий превышало количество золотых, но в 2022 году покупатели стали отдавать предпочтение золотым изделиям. При этом вырос спрос на золотые изделия более высокого ценового сегмента, с бриллиантами и другими натуральными и выращенными драгоценными инкрустациями (+11,3% к 2021 году), в отличие от недорогих золотых украшений с фианитами.

В этом году мы подключили «умную» программу лояльности. Теперь скидки и специальные предложения предоставляем индивидуально, исходя из истории покупок каждого клиента, его товарных предпочтений, суммы среднего чека и т.д. В следующем году продолжим персонифицировать коммуникации, чтобы максимально точно попадать в ожидания клиентов. В целом, если не будет значительных потрясений, мы ожидаем, что все тренды этого года будут развиваться и усиливаться в следующем.

Елена Шкидрова, руководитель электронной коммерции компании Xiaomi («Сяоми») в России и интернет-магазина Mi-Shop:

— Когда мы планировали 2022 год, мы ставили перед собой одни цели. Начало года было для всех на рынке, и для нас тоже, очень необычным, но потом мы поняли, что настало наше время! И сейчас мы получаем совсем другие цифры (безусловно, в лучшую сторону). Мы перевыполняем все наши планы и очень оптимистично смотрим в будущее. Для нас 2022 год оказался успешным что в штуках, что в обороте, что в прибыли, и мы не видим смысла останавливаться.

Сейчас мы усиливаем направление маркетплейсов с той поправкой, что, по рекомендации нашего вендора, не все товары можем продавать на этих платформах.

Пресс-служба маркетплейса Wildberries:

— В 2022 году мы продолжили развивать Wildberries как площадку для предпринимателей и покупателей, стремясь поддерживать как одних, так и других: за 11 месяцев 2022 года предоставили за свой счет дополнительные скидки на товары на общую сумму 203 млрд рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Также мы улучшали работу региональной логистики и повышали доступность складских центров для предпринимателей. Для этого в преддверии высокого сезона продаж, в июле-ноябре, запустили свыше 200 тыс. м2 новых складских площадей. Всего за 9 месяцев 2022 года вложили около 20,8 млрд рублей в строительство новых логистических центров и открытие пунктов выдачи заказов по всей стране.

По итогам года откроем совокупно 100 тыс. новых рабочих мест и вложим еще около 9,4 млрд рублей в развитие инфраструктуры.

Более 91% заказов наши покупатели предпочитают получать именно в пунктах выдачи заказов, поэтому мы продолжили открывать новые пункты самовывоза как самостоятельно, так и в партнерстве с малым бизнесом. В 2022 году стартовала программа субсидирования новых партнерских точек выдачи: владельцы ПВЗ получают повышенные выплаты до 7,3% от оборота точки в приоритетных локациях, где сильнее всего ощущается их нехватка для покупателей. В результате этого по итогам 11 месяцев Wildberries обладает самой широкой сетью партнерских пунктов выдачи заказов среди всех онлайн-ретейлеров страны: их общее количество превышает уже 13,3 тыс., а общее число пунктов самовывоза компании — более 27,5 тыс. точек.

В целях улучшения покупательского сервиса мы усилили контроль за качеством продукции на Wildberries. Разработали собственную уникальную систему «Цифровой арбитраж», которая значительно усилила защиту предпринимателей от возможных нарушений их авторских прав со стороны других участников рынка, а покупателей — от возможного проникновения контрафактной продукции. Кроме того, провели интеграцию с реестрами Роскачества и Росаккредитации для дополнительной верификации товаров на площадке. Также совместно с другими маркетплейсами создали единую информационную систему «Антиконтрафакт».

Один из ключевых вызовов, с которым в этом году столкнулись как мы, так и все другие игроки рынка, — существенный рост расходов на логистику из-за повышения стоимости всех ее компонентов, начиная от складского оборудования и коммерческого транспорта и заканчивая материалами и компонентами для строительства новых логистических объектов: с 2020 года их стоимость возросла примерно на 40–50%.

В 2023 году, продолжая развитие предпринимательства в стране, мы сосредоточимся на дальнейшем развитии онлайн-платформы для российского бизнеса. Будем и дальше улучшать собственную логистическую инфраструктуру, улучшать бизнес-процессы, создавать новые рабочие места для россиян и сервисы для покупателей.

ретейл опрос итоги года торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Потребительские настроения жителей России выявило новое исследование «инФОМ», проведенное по заказу ЦБ.
31.01.2023
Китай с 6 февраля возобновит туристические поездки организованных групп в Россию и некоторые другие страны. «Новый проспект» узнал, готовы ли петербургские отели к встрече гостей из Поднебесной и как вообще можно подготовиться к приему китайских путешественников.
Эксперт по пищевой безопасности, санитарный врач Ольга Огаркова рассказала «Новому проспекту» о новых требованиях к обороту воды и молочной продукции, о том, что теперь должно быть в медицинских книжках сотрудников общепита и во что они должны быть одеты.

К Земле приближается комета, открытая в марте прошлого года
01.02.2023
Суд заочно приговорил Александра Невзорова* к 8 годам колонии
01.02.2023
"Аэрофлот" и Ространснадзор изменят правила провоза ручной клади и багажа
01.02.2023
Петербуржцы смогут бесплатно посетить особняк Трубецких-Нарышкиных с 9 по 12 февраля
01.02.2023
В Центробанке назвали риски для экономики России в 2023 году
01.02.2023
В Петербурге появится сквер Расула Гамзатова
31.01.2023
Вторую очередь аэропорта "Пулково" в Петербурге начнут проектировать в 2023 году
31.01.2023
Сайт OnlyFans возобновил работу в России
31.01.2023
Почти 13 тыс. беженцев получили российские паспорта в Крыму
31.01.2023
Лавров подтвердил получение послания Блинкена через главу МИД Египта
31.01.2023
Опрос: четверть россиян уже экономят на продуктах
31.01.2023
Гособвинение потребовало 9 лет колонии для Александра Невзорова* за дискредитацию армии
31.01.2023
Смольный: новый Генплан Петербурга будет утвержден осенью 2023 года
31.01.2023
Опрос: более 90% российских подростков позитивно оценивают свое будущее
31.01.2023
Для речного флота Петербурга построят пять скоростных "Метеоров"
31.01.2023
Союз журналистов России пытаются исключить из Международной профессиональной федерации
31.01.2023
Дмитрий Медведев высказался за "пиратское использование" дорогих интеллектуальных продуктов Запада
31.01.2023
Генпрокуратура насчитала 9 тыс. незаконно мобилизованных россиян, которых отпустили домой
31.01.2023
Западные санкции заблокировали активы российских инвесторов на 5,7 трлн рублей
31.01.2023
Минтруд РФ предложил увольнять начальников, которые закрывают глаза на внутренние конфликты
31.01.2023
За последний год россияне оформили 5,4 млн загранпаспортов, что на 40% больше, чем годом ранее
31.01.2023
Поджог военкомата впервые классифицировали как теракт и приговорили виновного к 12 годам колонии
31.01.2023
Спрос на загородном рынке Петербурга перестал быть ажиотажным
31.01.2023
На экранах Эрмитажа хакеры показали сообщение о Буче
31.01.2023
Украинские визы с июля прошлого года получили всего 12 россиян
31.01.2023
Сайт OnlyFans перестал быть доступным для россиян
31.01.2023
США прекратили выдавать лицензии на экспорт технологий Huawei
31.01.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки