Итоги года. Ретейл: уход иностранных брендов открыл новые возможности
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Ретейл: уход иностранных брендов открыл новые возможности

Прочитано: 880

Уход иностранных компаний, повлекший за собой исчезновение ряда товаров, стал серьезным испытанием для российских торговых сетей. Но кризис открыл и новые возможности, которыми сумели воспользоваться отечественные производители. Чем и как заменяли ушедшие бренды российские ретейлеры, разбирался «Новый проспект».

Александр Сарычев, генеральный директор сети магазинов женской и мужской обуви Zenden:

— Уход иностранных игроков с российского рынка положительно сказался на развитии отечественных компаний. Конечно, потребители видят нехватку привычных брендов, однако без обуви и одежды люди не остались. При этом доля продаж у отечественных компаний выросла.

Также уход брендов создал новые возможности в выравнивании арендных ставок для ретейлеров. Ранее иностранные бренды получали лучшие места в ТЦ на льготных условиях, нарушая тем самым основы конкуренции. Теперь мы готовы к возвращению этих компаний, понимая, что это произойдет уже на равных, рыночных условиях.

Мария Евневич, член совета директоров компании «Максидом»:

— Многочисленные пакеты санкций осложнили закупку и поставку товаров. Ротация брендов, увеличение доли отечественных производителей позволяет «Максидому» сохранять широту ассортимента, но с заменой узкоспециализированных товаров все-таки остаются сложности. К тому же часть наших поставщиков работала только с импортным ассортиментом, у некоторых было импортное оборудование или сырье, поэтому в 2022 году мы столкнулись еще и с повышением закупочных цен. Удлинение логистических цепей будет влиять на цены и в долгосрочной перспективе.

Андрей Шляев, директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*Золотой»:

— В последние несколько лет «585*Золотой» активно наращивал долю товаров мировых брендов, преимущественно часов и оптики. Клиенты привыкли к тому, что в наших магазинах большой ассортимент популярных брендов по выгодным ценам. С уходом ряда из них мы расширили ассортимент тех, кто продолжил работать с Россией, и заключили договоры с новыми для нас брендами — George Kini, Jovissa и другими.

Уход ряда люксовых ювелирных брендов высвободил нишевый спрос на дорогие и эксклюзивные модели. Мы создали премиальный суббренд 585*Diamonds, в 2022 году его активно развиваем. Сейчас этот бренд представлен 10 магазинами в разных частях страны и зонами shop-in-shop на объектах основного бренда. В ассортименте 585*Diamonds только золото 585-й и 750-й пробы с бриллиантами и большим разнообразием драгоценных и полудрагоценных камней, как натуральных, так и выращенных.

Кстати, тренд на выращенные или искусственные камни будет набирать обороты в следующем году. Это более чем оправданно: выращенные в лабораторных условиях драгоценные камни обладают теми же характеристиками, что и натуральные, а часто даже превосходят природные аналоги по чистоте и насыщенности цвета. Но самое главное, что их производство экологично и не наносит урона природе, а цена выгоднее природных. В ассортименте сети «585*Золотой» такие камни широко представлены.

Алексей Баулин, генеральный директор сети магазинов «Улыбка радуги»:

— Уход транснациональных брендов требовал поиска адекватных замен. «Улыбке радуги» было в этом плане несколько легче, так как у нас не представлен премиум-сегмент и мы уже более 10 лет развиваем собственные бренды. Они успели полюбиться нашим клиентам, и еще в начале года 7 из 10 самых продаваемых товаров приходились в нашей сети на эти УТП. На протяжении года покупатели стремились оптимизировать расходы и старались экономить, поэтому собственные бренды стали особенно востребованными: их цены на 20–40% ниже, чем на известные торговые марки. В результате осенью СТМ нарастили долю в продажах сети до 45%.

Вследствие этой тенденции потребительского поведения уникальные бренды «Улыбки радуги» демонстрируют особенно значительный натуральный рост. Так, продажи Benabi выросли в 2 раза, Ecologica — на 70%, Valori и Foammen — на 30%. Также в этом году были запущены новые торговые марки: бренд натуральной косметики Botaniqua, товары для животных Zou Land, товары для персональной гигиены Elevia.

На данный момент товары из ряда европейских стран по-прежнему присутствуют на полках магазинов сети, сейчас их доля в ассортименте составляет около 10%. На смену выведенной из товарной матрицы продукции пришла новая — из Турции, России, Беларуси, Китая и Кореи. Также в список стран-поставщиков в текущем году добавилась Армения.

Сейчас на месте уходящих с рынка средств для укладки в «Улыбке радуги» представлены товары от Valori, Stylexx Professional и La Grase. Выбор шампуней остался широким за счет Valori, Curex, Concept, We are the planet, Mixit, а в бюджетном сегменте — благодаря брендам «Сила Сибири», Sella, Floresan. В категории средств женской гигиены сеть предлагает товары торговых марок Day Spa, Inso, Monty, Depend. В продукции для душа широко представлены Delicare, Weis, Sella, Fresh Splash. Среди средств для ухода за полостью рта — DentaCare, Evermex, Dies.

Александр Федосов, директор по маркетингу компании Metro:

— В этом году из-за ухода международных брендов пришлось пересматривать ассортимент и менять цепочки поставок. В то же время дополнительную ценность получили товары под собственными марками, так как они позволяют, в случае с Metro, получить качество А-брендов по очень выгодной цене. Metro ввела в ассортимент более 300 новинок, и многие из них создавались специально для того, чтобы заменить ушедшие бренды, в которых очень нуждались наши клиенты, особенно профессиональные: рестораны, гостиницы и прочие. За последние годы качество многих брендов, разработанных для профессиональных клиентов, например, Metro Chef, смогли распробовать и миллионы розничных клиентов, покупающих эти товары в Мetro.

Компания всегда развивала собственный импорт, и он приобрел особую ценность в этом году. Особый акцент был сделан на алкоголь, где влияние брендов самое высокое. Нам удалось оптимизировать существующие и найти новые каналы поставок продукции.

На фоне общей экономической ситуации и ухода некоторых брендов компания Metro усилила ассортимент. Большое развитие получила категория СТМ. Было введено более 300 новых позиций за 2021/22 финансовый год, многие из которых смогли восполнить ассортимент в разных категориях. Доля продаж СТМ увеличилась до 14,7%. METRO активно развивает собственный импорт, например в категории алкоголя. Организованы собственные способы доставки импортной продукции из юго-восточной Азии и Китая с использованием сухопутного транспорта вместо морских линий.

В 2023 году планируем продолжать развитие собственных торговых марок. За последние годы мы смогли вырастить бренд Metro Chef, развить базу лояльных покупателей, так как многие продукты, предназначенные для рынка HoReCa, абсолютно уникальны. Планируем дальше развивать бренд Rioba.

Артур Леер, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ), управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс»:

— В начале года у многих наших членов были шок и непонимание, что происходит и что делать дальше. Но к концу 2022 года мы можем однозначно говорить, что цепочки поставок перестроились, и на сегодняшний момент мы не видим дефицита чего-либо. Да, в чем-то есть сложности, но они решаются путем релокации: товары ввозится через другие юрисдикции, другие страны: Киргизию, Эмираты, Турцию, Армению. То есть цепочки поставок в целом выстроились, и такие инструменты, как импортозамещение, параллельный импорт и другие, сейчас решают бо́льшую часть сложностей. Экспортеры в целом сохраняют объемы своих поставок. Да, они стали дороже, потому что стало дороже привезти товар, но объемы сохраняются на прежнем уровне. Любой бизнес в любое время для кого-то рост, а для кого-то падение. Я считаю, что на сегодняшний момент открылось очень много новых ниш.

итоги года бренды опрос уход из России торговля ретейл
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.

Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки