Юрий Борисов, управляющий партнер «АйБи Групп»:
— Для торговых центров в этом году основными событием стал уход из России известных брендов. К наиболее сильным их представителям относятся IKEA, Nike, Inditex (бренды Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home), Decathlon и H&M. Кроме того, некоторые ретейлеры заморозили работу на неопределенный срок. Среди них Adidas, Reebok, Puma. Я имею в виду продавцов первой руки, а не привезенный из Турции параллельный импорт или новых авторизированных представителей некоторых из ушедших брендов.
Если говорить об уровне вакансии, то чем сильнее была концепция торгового центра, тем значительнее были потери. Поэтому больше всего пострадали самые сильные комплексы Санкт-Петербурга со всей линейкой брендов Inditex. В них объем свободных площадей в определенные моменты зашкаливал за 20%. Думаю, что сегодня вакансия в таких ТЦ не должна превышать 15%. В последнее время стали активно стали развиваться отечественные марки, такие как «Снежная королева», Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree, Love republic и Sela) и Gloria Jeans. Постепенно какие-то площади будут заняты и турецкими компаниями, которые перекупили право торговать на территории РФ. Но на замещение ушедших брендов потребуются время и бюджеты, поэтому восстановления уровня вакансии можно ожидать только через 2–3 года.
В 2022 году падение уровня посещаемости в «Румбе» достигало 40%. Сейчас этот показатель составляет 30%, что всё равно очень много. Кое-какие марки мы уже привели, есть замены. Но заполнение площадей новыми арендаторами — это очень длительный и кропотливый процесс, в котором нельзя спешить. Самое плохое, что может случиться с проектом, — потеря своего целевого покупателя ради сиюминутной выгоды. Работы сейчас стало в несколько раз больше, а денег меньше.
Еще один важный тренд — непонятная судьба кинотеатров. Участники этого рынка испытали один шок за другим, и непонятно, получится ли у них когда-то восстановиться. Возможно, время кинотеатров ушло навсегда.
В 2023 году в торговых центрах станет больше общепита различных форм. Рестораны — это то, что поможет «вытащить» уровень вакансии. Причем это необязательно будут фуд-холлы. Люди скоро могут пресытиться этим форматом, который копируется из одного проекта в другой.
Ретейлеры для того, чтобы поддержать товарооборот, будут чаще предоставлять скидки для покупателей, чем было раньше. Если макроэкономическая и геополитическая ситуация не ухудшится, то о катастрофе речи идти не будет. Но если станет еще хуже, то наступят гораздо более сложные времена, и не только для ТЦ, но и всего ретейла в целом.