Александр Семёнов, президент АО «Активный компонент»:
— Текущий год явно был не лучшим для российских производителей субстанций. Он отмечен беспрецедентным колебанием курса национальной валюты, что сильно ударило по отрасли: компании были вынуждены закупать определенные компоненты за рубежом по крайне высокому курсу рубля к доллару. Продавать продукцию по планируемым ценам стало невозможно. Курс рубля резко укрепился, и конкурировать с иностранными поставщиками, везущими субстанции из Индии и Китая и получающими значимые преференции в своих странах, стало гораздо тяжелее.
Предприятия, поставляющие готовые лекарственные формы, тоже конкурируют с иностранными компаниями, но продают лекарства на нашем рынке в рублях, и этим мы сильно от них отличаемся.
Стоит также упомянуть влияние на продажи пандемийного ажиотажа. Он побудил производителей лекарств сделать серьезные запасы субстанций, которые они не смогли реализовать в больших объемах, поскольку эпидемиологическая ситуация стала улучшаться. Крупные заказы на новые субстанции стали поступать только в IV квартале 2022 года, когда начался сезон ОРВИ и гриппа.
Отрицательная динамика видна и в продажах готовых препаратов. Вероятнее всего, она связана со снижением покупательной способности населения и с определенным ажиотажем в начале 2022 года, который заставил население создать запасы лекарств.
Среди положительных трендов 2022 года стоит отметить обсуждение различных проектов стимулирования отрасли, в частности программу «Субстанции России». Мы надеемся, что решение о реализации данной инициативы будет принято в ближайшее время и производители получат возможность брать инвестиционные кредиты сроком до 15 лет по сниженной ставке в 5% годовых с государственными гарантиями и без залога активов.
Мы надеемся, что будет также принята и обрастет дорожными картами стратегия «Фарма-2030». Одной из ее целей является создание полноценных российских производств активных фармацевтических субстанций и заводов полного цикла, а также внедрение системы преференций для российских производителей при проведении госзакупок.
Также важны шаги по созданию банка отечественных стандартных образцов. Эта работа ведется уже несколько лет. Однако пока она не достигла нужного результата. В регистрационные досье большинства российских препаратов внесены иностранные стандартные образцы действующих веществ и примесей. Они необходимы при производстве каждой серии лекарств. Но официальные отгрузки зарубежных образцов остановлены, а оставшиеся запасы стремительно истощаются. Это вынуждает производителей прибегать к более дорогим и длительным процедурам параллельного импорта, использовать не всегда надежные способы доставки. Мы опасаемся, что ситуация может выйти из-под контроля, поэтому решать этот вопрос надо оперативно: это залог обеспечения лекарственной безопасности страны.
Пока текущая ситуация неоднозначна: с высоких трибун звучат заявления про импортонезависимость, но одновременно ведется поддержка иностранных компаний и рост поставок иностранных (в первую очередь индийских), а не отечественных фармсубстанций. Безусловно, на текущий момент Индия и Китай — наши партнеры. Но если у нас задача поддержать локальное производство, подобная политика вызывает вопросы. Возможно, стоит ввести дополнительные пошлины на ввоз субстанций, аналоги которых уже выпускаются в России двумя и более компаниями. Такая практика — обычное дело для Европы, Америки, тех же Индии и Китая. Почему мы так не поступаем — большой вопрос.