Итоги года. Дилеры говорят по-китайски и распродают запасы
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Дилеры говорят по-китайски и распродают запасы

Прочитано: 6171

Фото: avtostyl.ru

Автодилерский бизнес ко многому привык за последние годы. Но прошлый год оказался особенно сложным для отрасли. Активная экспансия на российский рынок китайских импортеров и уход европейских привели к смене продукта. «Новый проспект» побеседовал с собственниками и топ-менеджерами петербургских автохолдингов и узнал, что дилеры ждут жесткой конкуренции, но сохраняют оптимизм.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс»

— Прошлый год запомнился выходом большого числа новых брендов и моделей на российский рынок и высокой конкуренцией со стороны дилерских сетей за новые франшизы. Среди наиболее успешных дебютов года стоит отдельно отметить бренд TANK от Great Wall. Также успел блеснуть результатами в первые месяцы продаж бренд Jetour. Так сложилось, что большинство новых для российского рынка брендов не успело продемонстрировать сколько-нибудь заметные успехи. Понятно, что на ближайшие несколько лет 75–80% объемов продаж новых легковых автомобилей будут принадлежать продукции российского «АвтоВАЗа» и четырем китайским группам: Haval, Chery, Geely и Changan.

Концовка года всем профессиональным участникам запомнится «холодным душем»: объем предложения на рынке явно превышал уровень спроса, который стал в IV квартале заметно ниже благодаря активно повышавшейся в последние 4 месяца ставке рефинансирования.

Игорь Седов, директор по развитию ГК «Аксель»:

— До октября прошлого года ситуацию на рынке вполне можно было назвать успешной для дилеров. Автохолдинги постепенно перестраивались под новые реалии, а вместе с ними и покупатели. Однако конец года оказался неудачным из-за жесткой политики Центробанка и повышения ключевой ставки, а также скачков курса валют. Это в результате привело к остановке кредитования и замедлению покупательской активности. Кому нужен новый автомобиль в кредит по ставке в 20%?

Наша компания сосредоточилась на продаже подержанных автомобилей, но для этого сегмента льготное кредитование не предусмотрено, так что мы также наблюдаем спад покупательской активности.

Сейчас у дилеров огромные товарные запасы, которые необходимо сбрасывать, чтобы получить деньги. Однако скачка продаж в конце года не произошло, как это обычно бывает. А после праздников будет традиционное затишье. Отмена двойного НДС следующей весной может оживить рынок подержанных автомобилей и стимулировать их покупку.

Сергей Новосельский, директор по маркетингу и IT ГК «Петровский»:

— Год получился очень неоднозначным. Несмотря на то, что результат 2023 года оказался лучше, чем прогнозировали (рынок перешагнул порог в 1 млн автомобилей (напомню, прогноз был в пределах 700 тыс. единиц), последние месяцы стали настоящим шоком для автомобильного бизнеса, когда продажи в большинстве брендов опять упали, а клиент массово перешел в стратегию выжидания.

Основным итогом года можно считать то, что рынок постепенно начинает структурироваться и возвращаться к цивилизованному формату. Доля параллельного импорта снижается, и, уверен, этот сегмент будет минимальным, так как его экономическая целесообразность будет сохраняться лишь для тех брендов, которые не представлены в России.

Количество брендов уже фиксируется, и я не думаю, что мы увидим какие-то скачкообразные изменения в 2024 году. За счет глобального изменения структуры брендов, представленных теперь в России, меняется и структура дилерских сетей. Передел в пользу китайских брендов, которые сегодня занимают больше половины рынка, дал возможность наиболее активным игрокам перейти на новый уровень и занять лидирующие позиции. И если на федеральном уровне картина не сильно изменилась, то в регионах, в том числе и в Петербурге, она поменялась.

Думаю, 2024 год, если не будет никаких политических потрясений, станет годом стабилизации для автомобильного рынка России. И если структура брендов и дилерских сетей более или менее сформировалась, то следующим фактором, необходимым для этой стабилизации, станет ясность с автомобильными заводами, брошенными ушедшими брендами. Как только будет понятно, кто будет рулить этими производствами, можно будет говорить о завершающем этапе становления нового автомобильного рынка России.

Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК «Автополе»:

— В 2023 году мы удвоили объем выручки по сравнению с 2022 годом: согласно нашим прогнозам, она составит около 37 млрд рублей. Мы ожидаем, что наш автохолдинг будет одним из лидирующих по объему выручки в Петербурге. Мы закончили год как официальные дилеры 21 бренда, тогда как в начале прошлого года в нашем портфеле их было всего шесть. Рассчитывали, конечно, на увеличение прибыли в этом году, однако рынок изменился, интерес к покупке автомобилей снизился из-за повышения ключевой ставки и увеличения стоимости финансовых ресурсов.

Кроме того, сейчас рынок перенасыщен китайскими марками, и количество представленных брендов превышает потребность покупателей. Это привело даже к убыткам по некоторым маркам.

Но, как всегда, рынок сам управляет ситуацией, а мы остаемся оптимистами, несмотря на неопределенность.

Михаил Жуков, исполнительный директор автохолдинга «Максимум»:

— В течение прошлого года на авторынке были значительные изменения. На рынок массово пришли китайские бренды, и клиенты активно стали приобретать их. В результате мы видим перенасыщение китайскими автомобилями, что изменило динамику спроса и создало рынок, где главную роль играют покупатели, а не продавцы. Повышение ставки Центробанка отразилось на спросе, а также на расходах дилеров на склады. В ноябре активно началась адаптация дилеров и дистрибьютеров к новым условиям, чего не происходило уже несколько лет.

Надо также отметить, что сократился параллельный импорт, так как многие игроки перестали видеть в нем выгоду. Количество проданных новых автомобилей заметно выросло, превысив отметку в 1 млн штук за год. Дилеры, в свою очередь, стали понимать, какие новые тренды действительно имеют ценность. Для дилеров ключевой тренд заключается в том, что дефицит машин закончился и начинается жесткая конкуренция, приходит понимание, что не все бренды позволят окупать здания и шоурумы.

Андрей Ивойлов, соучредитель ООО «РРТ» (автохолдинг «РРТ»):

— В 2023 году в значительной степени состоялся передел рынка, который начался еще в 2022-м после ухода привычных брендов. Помимо того, что мы имеем большую китайскую тройку (Chery, Geely, Haval), на российском рынке начал активно играть четвертый игрок — Changan. Популярность набирают и другие китайские бренды.

Если в 2022 году и в ковидные годы был дефицит машин, рынок падал, то сейчас он начинает становиться более зрелым. По результатам года, я думаю, в России будет продано 1 млн 50 тыс. легковых автомобилей. В начале года прогнозы были более скромными — около 700 тыс. машин. Всё оказалось оптимистичнее. Наладили логистику, появились новые бренды, усилилась конкуренция, и рынок потихоньку насыщается. Он завершил свой передел с точки зрения заполнения китайскими брендами.

Рынок первой половины этого года и второй половины — совершенно разный. До августа был довольно интенсивный рост. Сейчас рынок вышел примерно на 110 тыс. машин в месяц и стабилизировался.

Еще одна тенденция — серьезное изменение финансовых условий, поскольку ставка ЦБ РФ выросла практически в 2 раза. Если в первом полугодии дилеры испытывали дефицит, то сейчас появился некоторый переизбыток автомобилей, и мы видим тенденцию последних месяцев — скидки, программы поддержки, программы по трейд-ин, по кредитам...

В следующем году рынок продолжит рост, но он будет более здоровый — на 10–15%. Дальнейший прогресс возможен, если ЦБ начнет снижать ключевую ставку.

При возросшей конкуренции поставщикам придется активней работать над качеством, обновлением модельных линеек, сервисом, снижать цены. Я считаю, что автомобильный рынок в 2024 году изменится с рынка продавца на рынок покупателя.

Александр Шапринский, директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика»:

— В Петербурге второй год подряд самым популярным брендом становится LADA. В этом году завод «АвтоВАЗ» обеспечил дилерам стабильные поставки выпускаемых автомобилей. Автосалоны наполнили склады и готовы были предложить покупателям разные модели и комплектации здесь и сейчас. Дополнительным фактором, обеспечившим лидерство марки, стали программы поддержки продаж — как со стороны государства, так и от производителя.

В целом рынку пока еще далеко до докризисных показателей, но видны перспективы постепенного роста. В 2023 году мы увидели окончательную расстановку сил на российском автомобильном рынке: понимаем, какие бренды из Китая готовы насытить рынок своей продукцией, а какие занять определенную небольшую нишу.

Дополнительным стимулом к росту рынка станет загрузка производственных мощностей в России, не все из которых еще перезапущены. По этому году мы увидели, что увеличение местного производства за счет совместных проектов с брендами из Китая дает возможность расширить выбор для покупателей. Клиент более уверен в тех брендах, которые имеют локальные производственные площадки.

В следующем году мы ждем новых производственных проектов, а также дебют около 10 новых брендов из Китая. Кроме того, появятся новые проекты от «АвтоВАЗа» — как в части расширения действующей модельной линейки, так и совершенно новых продуктов. Все эти факторы могут обеспечить рост рынку от 10% по итогам 2024 года.

итоги года авторынок дилеры опрос
Другие статьи автора Читайте также по теме
Впереди длинные майские выходные, которые в этом году совпали с православной Пасхой. У каждой семьи свой идеальный сценарий для встречи этих дней: одни займутся приготовлением шашлыка, другие посвятят себя искусству. «Новый проспект» спросил петербургских бизнесменов, что они планируют делать в эти дни.
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.

В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки