Андрей Ивойлов, соучредитель ООО «РРТ» (автохолдинг «РРТ»):
— В 2023 году в значительной степени состоялся передел рынка, который начался еще в 2022-м после ухода привычных брендов. Помимо того, что мы имеем большую китайскую тройку (Chery, Geely, Haval), на российском рынке начал активно играть четвертый игрок — Changan. Популярность набирают и другие китайские бренды.
Если в 2022 году и в ковидные годы был дефицит машин, рынок падал, то сейчас он начинает становиться более зрелым. По результатам года, я думаю, в России будет продано 1 млн 50 тыс. легковых автомобилей. В начале года прогнозы были более скромными — около 700 тыс. машин. Всё оказалось оптимистичнее. Наладили логистику, появились новые бренды, усилилась конкуренция, и рынок потихоньку насыщается. Он завершил свой передел с точки зрения заполнения китайскими брендами.
Рынок первой половины этого года и второй половины — совершенно разный. До августа был довольно интенсивный рост. Сейчас рынок вышел примерно на 110 тыс. машин в месяц и стабилизировался.
Еще одна тенденция — серьезное изменение финансовых условий, поскольку ставка ЦБ РФ выросла практически в 2 раза. Если в первом полугодии дилеры испытывали дефицит, то сейчас появился некоторый переизбыток автомобилей, и мы видим тенденцию последних месяцев — скидки, программы поддержки, программы по трейд-ин, по кредитам...
В следующем году рынок продолжит рост, но он будет более здоровый — на 10–15%. Дальнейший прогресс возможен, если ЦБ начнет снижать ключевую ставку.
При возросшей конкуренции поставщикам придется активней работать над качеством, обновлением модельных линеек, сервисом, снижать цены. Я считаю, что автомобильный рынок в 2024 году изменится с рынка продавца на рынок покупателя.