Итоги года. Авторынок: лебединая песня уходящей эпохи
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Авторынок: лебединая песня уходящей эпохи

Прочитано: 2398

2022 год стал настоящим шоком для авторынка страны. Уход европейских брендов, остановка поставок автомобилей, рост цен на машины и запчасти. Всё это привело к тому, что в 2022 году продажи автомобилей в России упали до 687 тыс. единиц, что на 58,8% меньше, чем годом ранее. «НП» опросил петербургских дилеров о том, каким для них был прошедший год и чего они ждут от 2023 года. Прошедший год был крайне тяжелым, а прогнозы на будущий бизнесмены и топ-менеджеры называют роскошью.

Евгений Пекарский, директор автоцентра Mercedes-Benz ГК «Вагнер»:

— Мягко выражаясь, год был непростой. Начиналось всё за здравие, но потом прилетел жирный «черный лебедь», передал всем привет от Нассима Николаса Талеба и с выражением спел песню. Не только, конечно, автобизнесу, но ему, как водится, в первую очередь. Так что первое полугодие все работали еще по накатанным бизнес-моделям, а с середины года стало приходить понимание неотвратимости кардинальных изменений. В данный момент оценка перспектив автомобильного бизнеса — дело крайне неблагодарное, поэтому сейчас никто даже приблизительно не скажет, что будет через год или два и на какую дорожку вся эта история приведет.

Кто-то из коллег скажет про новые вызовы и про то, что проблемы и вызовы делают всех сильнее. Я оставлю возможность высказаться на эту тему им. От себя же могу сказать, что нас ждет длительный революционный или, скорее, инволюционный период и, как следствие, кардинальная трансформация того, что мы сейчас называем автомобильным бизнесом в РФ. Поскольку на большинство вопросов ответа никто не знает, то каждый сейчас ищет возможности трансформации самостоятельно. Бизнес будет, но другой. Какой именно, покажет время.

Михаил Жуков, исполнительный директор автохолдинга «Максимум»

— Главное изменение в минувшем году для дилеров — это перекрещение поставок машин большинства брендов, ряда запасных частей и рост цен. При этом мы стали дилерами брендов, которые продолжают поставки. Это и китайские, и российские бренды: Haval, Chery, Exeed, Omoda, Geely, Sollers. В очень сжатые сроки участвовали в тендерах, реконструировали дилерские центры, открывали продажи и сервис, учили персонал.

Мы организовали поставки по параллельному импорту машин тех брендов, которые прекратили поставки в РФ. Благодаря этому во всех наших шоу-румах есть привычные покупателям машины — Mitsubishi, Kia, Hyundai, Audi, Volkswagen. Причем ввезены они официально, сертифицированы, по ним уплачен НДС, что особенно важно для наших корпоративных клиентов и лизинговых компаний.

Мы активизировались еще больше на рынке машин с пробегом и теперь предлагаем их нашим клиентам не только в нашей флагманской локации в Мурино, где стоит более тысячи машин с пробегом, но и в шоу-румах новых машин как достойную замену подорожавшим новым автомобилям.

Это был очень тяжелый год, пришлось перестраивать бизнес, заниматься тем, чем мы никогда раньше не занимались, получать новые компетенции. Сложно, но мы справляемся.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом»:

— Нет прогнозов на ожидаемые события. В текущей ситуации прогноз на целый год — это очень большая роскошь. 2023 год будет определяющим для авторетейла в целом. Много будет событий: кто-то уйдет с рынка, кто-то, возможно, придет из поставщиков.

Мы ждем, что будет увеличено количество брендов из КНР и они смогут предложить что-то новое для нашего рынка.

2023 год будет под давлением первого полугодия 2022 года, и, с точки зрения текущего восприятия ситуации, в продажах вряд ли возможен рост. Но давайте дождемся окончания I квартала 2023 и посмотрим тренд спроса.

Безусловно, хочется стабилизации ситуации в целом. Тогда большая часть российских бизнесов может рассчитывать на какое-то восстановление.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс»:

— Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, системный бизнес не может существовать без прогнозов. Исходя из текущих предпосылок, можно предположить, что в 2023 году 80–90% объема продаж новых легковых автомобилей распределится между китайскими брендами, а также продукцией автозаводов «АвтоВАЗ» и «Москвич».

Не более 20% совокупного объема рынка придется на сохранившиеся с 2022 года на складах дилеров остатки автомобилей европейских, корейских и японских брендов, на автомобили, ввезенные по параллельному импорту, и, хотелось бы надеяться, на новые поставки со стороны корейских брендов.

Объем продаж новых автомобилей в 2023 году, скорее всего, окажется близок к результатам текущего года, то есть около 800 тыс. штук. По понятным причинам весь первый квартал рынок будет сильно отставать от результатов прошлого года, однако уже с апреля, в случае сохранения текущей конъюнктуры, можно ожидать значительного роста рынка к результатам апреля-декабря 2022 года.

Мы ждем активного роста ассортимента от представителей китайского автопрома. Появятся новые бренды, а уже существующие значительно расширят свой модельный ряд. Ждем стратегических решений по судьбе российских автозаводов, расположенных в Петербурге, Калининграде, Владивостоке. От этих решений зависит будущий рельеф российского ретейла.

Сергей Моренков, владелец ГК «Автополе»:

— 2022 год был годом значимых событий, которые позволили получить дилерам колоссальный новый опыт в таких условия. Год научил дилеров быстро адаптироваться к изменениям. Лучшие изменения для бизнеса — это отсутствие глобальных изменений, и особенно в существующем тренде. Хочется больше определенности, чтобы иметь возможность планировать, намечать новые цели.

В 2023 году, по моему мнению, произойдет смена: старые бренды уйдут окончательно, на смену им придут новые, в большинстве китайские. Рынок автомобилей с пробегом по-прежнему останется значимым направлением автобизнеса. Дилеры, которые понимают это и располагают необходимыми ресурсами и инфраструктурой, будут успешны. Они будут иметь преимущество перед конкурентами.

2023 год по объему продаж мы прогнозируем на уровне 2022. Думаю, это будет самое дно. С 2024 мы ждем роста рынка, но это, конечно, если не произойдет каких-то негативных событий.

Сергей Новосельский, директор маркетингу и IT ГК «Петровский автоцентр»:

— 2023 год точно будет интересным. По сути, российский авторынок вернулся в стадию своего формирования — когда появлялись новые бренды, новые дилеры, создавалась культура обслуживания и т.д. Сейчас мы видим очень схожие процессы. С одной стороны, в одночасье ушел огромный пласт брендов, формировавших наш рынок в течение последних 20 лет. С другой стороны, появляются новые, преимущественно китайские, бренды, которые уже не уступают своим европейским конкурентам ни по технологической оснащенности, ни по ходовым характеристикам. И скорость их популяризации будет расти по мере осознания российским клиентом того факта, что любимых им «европейцев» или «японцев» уже не купить (ну или купить втридорога).

Я уверен, что количество дилеров у нас сократится, и сократится сильно. Никому сегодня не нужны три с лишним тысячи дилеров. Поэтому кто-то закроется, кто-то объединится, кто-то продастся. И я думаю, что время монодилеров также подошло к концу. Основная масса игроков будет стремиться получить в свой портфель несколько брендов из разных концернов, чтобы не было больше такой зависимости, как раньше. К сожалению, мы сейчас живем в мире, где решения в бизнесе могут на 100% зависеть от политики, а не от экономической целесообразности.

Полагаю, продажи в этом году незначительно, но вырастут. 2022 год явно перешагнет немного за 600 тысяч. Я думаю, что тысяч на 700–750 мы вполне можем рассчитывать в 2023 году, если опять что-нибудь не произойдет.

Александр Шапринский, директор по развитию ГК «Прагматика»:

— Надеюсь, что 2023 год будет для авторынка более спокойным и предсказуемым. Если появятся какие-то новые «черные лебеди», то мы уже знаем, как работать в таких ситуациях.

Автодилеры ушедших брендов или тех марок, которые остались, но без стоков, научились работать с автомобилями с пробегом и с машинами, ввозимыми из других стран.

Рынок отечественных автомобилей будет расти. Среди предпосылок — возобновление госпрограмм в январе. Уже в первый месяц года за счет отложенного спроса мы увидим рост по отношению к декабрю, что бывает очень редко. Другими положительными факторами для рынка станут: расширение присутствия бренда «Москвич», возобновление производства на бывшем заводе Nissan — в линейке «АвтоВАЗа» появятся доступные кроссоверы с полным приводом, хоть и собираемые пока методом крупноузловой сборки с помощью китайских партнеров.

Весь рынок вырастет до 850–900 тыс. автомобилей по сравнению с 630–640 тыс. в этом году.

Хочется, чтобы геополитические новости не являлись стрессовыми для бизнеса. Это в принципе уже будет позитивом для автомобильного рынка, так как любые радикальные изменения во внешней среде требуют перестройки нашего бизнеса, которая занимает минимум полгода только в достижении точки безубыточности.

итоги года опрос автодилеры авторынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Сегодня россияне — одни из самых активных инвесторов в недвижимость Дубая. «Новый проспект» поговорил с участниками рынка о том, чем Дубай привлекает соотечественников, какие факторы влияют на рынок недвижимости в этой стране, как он развивается и что дальше будет со спросом на жилье в эмирате.

Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки