Итоги года. Авторынок: лебединая песня уходящей эпохи
Новый проспект
Мнения

Итоги года. Авторынок: лебединая песня уходящей эпохи

Прочитано: 150

2022 год стал настоящим шоком для авторынка страны. Уход европейских брендов, остановка поставок автомобилей, рост цен на машины и запчасти. Всё это привело к тому, что в 2022 году продажи автомобилей в России упали до 687 тыс. единиц, что на 58,8% меньше, чем годом ранее. «НП» опросил петербургских дилеров о том, каким для них был прошедший год и чего они ждут от 2023 года. Прошедший год был крайне тяжелым, а прогнозы на будущий бизнесмены и топ-менеджеры называют роскошью.

Евгений Пекарский, директор автоцентра Mercedes-Benz ГК «Вагнер»:

— Мягко выражаясь, год был непростой. Начиналось всё за здравие, но потом прилетел жирный «черный лебедь», передал всем привет от Нассима Николаса Талеба и с выражением спел песню. Не только, конечно, автобизнесу, но ему, как водится, в первую очередь. Так что первое полугодие все работали еще по накатанным бизнес-моделям, а с середины года стало приходить понимание неотвратимости кардинальных изменений. В данный момент оценка перспектив автомобильного бизнеса — дело крайне неблагодарное, поэтому сейчас никто даже приблизительно не скажет, что будет через год или два и на какую дорожку вся эта история приведет.

Кто-то из коллег скажет про новые вызовы и про то, что проблемы и вызовы делают всех сильнее. Я оставлю возможность высказаться на эту тему им. От себя же могу сказать, что нас ждет длительный революционный или, скорее, инволюционный период и, как следствие, кардинальная трансформация того, что мы сейчас называем автомобильным бизнесом в РФ. Поскольку на большинство вопросов ответа никто не знает, то каждый сейчас ищет возможности трансформации самостоятельно. Бизнес будет, но другой. Какой именно, покажет время.

Михаил Жуков, исполнительный директор автохолдинга «Максимум»

— Главное изменение в минувшем году для дилеров — это перекрещение поставок машин большинства брендов, ряда запасных частей и рост цен. При этом мы стали дилерами брендов, которые продолжают поставки. Это и китайские, и российские бренды: Haval, Chery, Exeed, Omoda, Geely, Sollers. В очень сжатые сроки участвовали в тендерах, реконструировали дилерские центры, открывали продажи и сервис, учили персонал.

Мы организовали поставки по параллельному импорту машин тех брендов, которые прекратили поставки в РФ. Благодаря этому во всех наших шоу-румах есть привычные покупателям машины — Mitsubishi, Kia, Hyundai, Audi, Volkswagen. Причем ввезены они официально, сертифицированы, по ним уплачен НДС, что особенно важно для наших корпоративных клиентов и лизинговых компаний.

Мы активизировались еще больше на рынке машин с пробегом и теперь предлагаем их нашим клиентам не только в нашей флагманской локации в Мурино, где стоит более тысячи машин с пробегом, но и в шоу-румах новых машин как достойную замену подорожавшим новым автомобилям.

Это был очень тяжелый год, пришлось перестраивать бизнес, заниматься тем, чем мы никогда раньше не занимались, получать новые компетенции. Сложно, но мы справляемся.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом»:

— Нет прогнозов на ожидаемые события. В текущей ситуации прогноз на целый год — это очень большая роскошь. 2023 год будет определяющим для авторетейла в целом. Много будет событий: кто-то уйдет с рынка, кто-то, возможно, придет из поставщиков.

Мы ждем, что будет увеличено количество брендов из КНР и они смогут предложить что-то новое для нашего рынка.

2023 год будет под давлением первого полугодия 2022 года, и, с точки зрения текущего восприятия ситуации, в продажах вряд ли возможен рост. Но давайте дождемся окончания I квартала 2023 и посмотрим тренд спроса.

Безусловно, хочется стабилизации ситуации в целом. Тогда большая часть российских бизнесов может рассчитывать на какое-то восстановление.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс»:

— Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, системный бизнес не может существовать без прогнозов. Исходя из текущих предпосылок, можно предположить, что в 2023 году 80–90% объема продаж новых легковых автомобилей распределится между китайскими брендами, а также продукцией автозаводов «АвтоВАЗ» и «Москвич».

Не более 20% совокупного объема рынка придется на сохранившиеся с 2022 года на складах дилеров остатки автомобилей европейских, корейских и японских брендов, на автомобили, ввезенные по параллельному импорту, и, хотелось бы надеяться, на новые поставки со стороны корейских брендов.

Объем продаж новых автомобилей в 2023 году, скорее всего, окажется близок к результатам текущего года, то есть около 800 тыс. штук. По понятным причинам весь первый квартал рынок будет сильно отставать от результатов прошлого года, однако уже с апреля, в случае сохранения текущей конъюнктуры, можно ожидать значительного роста рынка к результатам апреля-декабря 2022 года.

Мы ждем активного роста ассортимента от представителей китайского автопрома. Появятся новые бренды, а уже существующие значительно расширят свой модельный ряд. Ждем стратегических решений по судьбе российских автозаводов, расположенных в Петербурге, Калининграде, Владивостоке. От этих решений зависит будущий рельеф российского ретейла.

Сергей Моренков, владелец ГК «Автополе»:

— 2022 год был годом значимых событий, которые позволили получить дилерам колоссальный новый опыт в таких условия. Год научил дилеров быстро адаптироваться к изменениям. Лучшие изменения для бизнеса — это отсутствие глобальных изменений, и особенно в существующем тренде. Хочется больше определенности, чтобы иметь возможность планировать, намечать новые цели.

В 2023 году, по моему мнению, произойдет смена: старые бренды уйдут окончательно, на смену им придут новые, в большинстве китайские. Рынок автомобилей с пробегом по-прежнему останется значимым направлением автобизнеса. Дилеры, которые понимают это и располагают необходимыми ресурсами и инфраструктурой, будут успешны. Они будут иметь преимущество перед конкурентами.

2023 год по объему продаж мы прогнозируем на уровне 2022. Думаю, это будет самое дно. С 2024 мы ждем роста рынка, но это, конечно, если не произойдет каких-то негативных событий.

Сергей Новосельский, директор маркетингу и IT ГК «Петровский автоцентр»:

— 2023 год точно будет интересным. По сути, российский авторынок вернулся в стадию своего формирования — когда появлялись новые бренды, новые дилеры, создавалась культура обслуживания и т.д. Сейчас мы видим очень схожие процессы. С одной стороны, в одночасье ушел огромный пласт брендов, формировавших наш рынок в течение последних 20 лет. С другой стороны, появляются новые, преимущественно китайские, бренды, которые уже не уступают своим европейским конкурентам ни по технологической оснащенности, ни по ходовым характеристикам. И скорость их популяризации будет расти по мере осознания российским клиентом того факта, что любимых им «европейцев» или «японцев» уже не купить (ну или купить втридорога).

Я уверен, что количество дилеров у нас сократится, и сократится сильно. Никому сегодня не нужны три с лишним тысячи дилеров. Поэтому кто-то закроется, кто-то объединится, кто-то продастся. И я думаю, что время монодилеров также подошло к концу. Основная масса игроков будет стремиться получить в свой портфель несколько брендов из разных концернов, чтобы не было больше такой зависимости, как раньше. К сожалению, мы сейчас живем в мире, где решения в бизнесе могут на 100% зависеть от политики, а не от экономической целесообразности.

Полагаю, продажи в этом году незначительно, но вырастут. 2022 год явно перешагнет немного за 600 тысяч. Я думаю, что тысяч на 700–750 мы вполне можем рассчитывать в 2023 году, если опять что-нибудь не произойдет.

Александр Шапринский, директор по развитию ГК «Прагматика»:

— Надеюсь, что 2023 год будет для авторынка более спокойным и предсказуемым. Если появятся какие-то новые «черные лебеди», то мы уже знаем, как работать в таких ситуациях.

Автодилеры ушедших брендов или тех марок, которые остались, но без стоков, научились работать с автомобилями с пробегом и с машинами, ввозимыми из других стран.

Рынок отечественных автомобилей будет расти. Среди предпосылок — возобновление госпрограмм в январе. Уже в первый месяц года за счет отложенного спроса мы увидим рост по отношению к декабрю, что бывает очень редко. Другими положительными факторами для рынка станут: расширение присутствия бренда «Москвич», возобновление производства на бывшем заводе Nissan — в линейке «АвтоВАЗа» появятся доступные кроссоверы с полным приводом, хоть и собираемые пока методом крупноузловой сборки с помощью китайских партнеров.

Весь рынок вырастет до 850–900 тыс. автомобилей по сравнению с 630–640 тыс. в этом году.

Хочется, чтобы геополитические новости не являлись стрессовыми для бизнеса. Это в принципе уже будет позитивом для автомобильного рынка, так как любые радикальные изменения во внешней среде требуют перестройки нашего бизнеса, которая занимает минимум полгода только в достижении точки безубыточности.

итоги года опрос автодилеры авторынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Потребительские настроения жителей России выявило новое исследование «инФОМ», проведенное по заказу ЦБ.
31.01.2023
Китай с 6 февраля возобновит туристические поездки организованных групп в Россию и некоторые другие страны. «Новый проспект» узнал, готовы ли петербургские отели к встрече гостей из Поднебесной и как вообще можно подготовиться к приему китайских путешественников.
Большинство россиян (63%) отправится прямиком домой, если руководство отпустит их с работы на 2-3 часа пораньше.
21.01.2023

К Земле приближается комета, открытая в марте прошлого года
01.02.2023
Суд заочно приговорил Александра Невзорова* к 8 годам колонии
01.02.2023
"Аэрофлот" и Ространснадзор изменят правила провоза ручной клади и багажа
01.02.2023
Петербуржцы смогут бесплатно посетить особняк Трубецких-Нарышкиных с 9 по 12 февраля
01.02.2023
В Центробанке назвали риски для экономики России в 2023 году
01.02.2023
В Петербурге появится сквер Расула Гамзатова
31.01.2023
Вторую очередь аэропорта "Пулково" в Петербурге начнут проектировать в 2023 году
31.01.2023
Сайт OnlyFans возобновил работу в России
31.01.2023
Почти 13 тыс. беженцев получили российские паспорта в Крыму
31.01.2023
Лавров подтвердил получение послания Блинкена через главу МИД Египта
31.01.2023
Опрос: четверть россиян уже экономят на продуктах
31.01.2023
Гособвинение потребовало 9 лет колонии для Александра Невзорова* за дискредитацию армии
31.01.2023
Смольный: новый Генплан Петербурга будет утвержден осенью 2023 года
31.01.2023
Опрос: более 90% российских подростков позитивно оценивают свое будущее
31.01.2023
Для речного флота Петербурга построят пять скоростных "Метеоров"
31.01.2023
Союз журналистов России пытаются исключить из Международной профессиональной федерации
31.01.2023
Дмитрий Медведев высказался за "пиратское использование" дорогих интеллектуальных продуктов Запада
31.01.2023
Генпрокуратура насчитала 9 тыс. незаконно мобилизованных россиян, которых отпустили домой
31.01.2023
Западные санкции заблокировали активы российских инвесторов на 5,7 трлн рублей
31.01.2023
Минтруд РФ предложил увольнять начальников, которые закрывают глаза на внутренние конфликты
31.01.2023
За последний год россияне оформили 5,4 млн загранпаспортов, что на 40% больше, чем годом ранее
31.01.2023
Поджог военкомата впервые классифицировали как теракт и приговорили виновного к 12 годам колонии
31.01.2023
Спрос на загородном рынке Петербурга перестал быть ажиотажным
31.01.2023
На экранах Эрмитажа хакеры показали сообщение о Буче
31.01.2023
Украинские визы с июля прошлого года получили всего 12 россиян
31.01.2023
Сайт OnlyFans перестал быть доступным для россиян
31.01.2023
США прекратили выдавать лицензии на экспорт технологий Huawei
31.01.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки