Альберт Давлеев, президент Agrifood Strategies:
— Сейчас главный вызов для нас, как и для всех птицеводов мира, — это нарастающая опасность высокопатогенного гриппа птиц в Северном полушарии. Перелетные птицы не знают границ, поэтому постоянно приносят новые штаммы этой смертельной для пернатых болезни, особенно при весенних и осенних миграциях. Пока в России обстановка относительно благополучная, но наши птицефабрики принимают максимальные меры биозащиты.
Второй вызов — это санкции, приведшие к удорожанию многих важных компонентов производства: кормовых добавок, ветеринарных препаратов, оборудования и запчастей, упаковочных материалов, программного обеспечения для производства и управления. Здесь же мы столкнулись с усложнением логистики обеспечения импортных и экспортных операций.
Третий вызов — это снижение покупательной способности населения, которое тормозит развитие потребления мяса птицы.
Четвертый вызов — это значительное укрепление валютного курса рубля, что заметно сдерживает рост экспорта продукции российских птицеводов.
И, наконец, пятый вызов — это необходимость обновления многих производственных активов, построенных или реконструированных в ходе национального проекта 2008-2012 годов. Значительное снижение рентабельности бизнеса и отмена некоторых мер господдержки для отрасли ограничивают возможности для реновации предприятий.
Однако не всё так пессимистично, как может показаться. Эти вызовы пока удается успешно сбалансировать, что позволяет отрасли показывать позитивную динамику. Этому способствуют несколько факторов. Первый — рекордный урожай зерновых привел к удешевлению главных компонентов кормов для птицы — пшеницы, ячменя и кукурузы, которые составляют около половины себестоимости мяса птицы. Впрочем, это удешевление незначительно снижает стоимость комбикормов из-за удорожания других компонентов производства. Но без богатого урожая ситуация была бы значительно хуже.
Второй фактор — это позитивная динамика перехода потребителей на продукцию более высокой добавленной стоимости — полуфабрикаты, готовые к приготовлению и потреблению.
Третий фактор — это расширяющаяся вертикальная и горизонтальная интеграция птицеводческих компаний. Вертикальная означает выстраивание производства от сырьевой фазы (собственных кормов и племенного поголовья) до перерабатывающих комплексов и собственной дистрибуции, а горизонтальная — это вход в новые бизнесы, например создание собственных розничных сетей, производств глубокой переработки зерна и масличных культур, а также детского питания.
Четвертый фактор — это развитие новых и более рентабельных рынков для экспорта, особенно в сторону Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. С начала года объем экспорта продукции птицеводства увеличился более чем на 70% в страны СНГ и более чем на 20% в страны дальнего зарубежья, а стоимость экспорта выросла еще больше.
И, наконец, пятый фактор успеха — это расширение государственной поддержки всего сектора АПК, несмотря на финансовые вызовы, с которыми столкнулась наша страна. До прошлого года господдержка составляла не более 300 млрд рублей, а в этом и будущем ожидается на уровне 500 млрд рублей, то есть рост будет почти на 70%.