Истина в вине. Как виноделы преодолевают новый геополитический кризис
Заместитель генерального директора винодельни «Кубань-Вино» Евгений Емельянов рассказал на «Неделе российского ретейла», как идет импортозамещение в виноделии, как разрыв логистических цепочек и рост цен на пробки, этикетки и краски влияет на себестоимость вина и сколько потребуется времени для решения этих проблем.
Кризис доверия
Нынешний кризис уникален, во-первых, тем, что он плавно перетекает из предыдущего — «ковидного», во-вторых, тем, что мы сталкиваемся с новыми, ранее не ведомыми, логистическими проблемами.
Кроме того, этот кризис можно назвать кризисом доверия. Не доверия покупателя к нам как к производителю, а доверия к системам — общемировым институтам. Европейские поставщики могут просто-напросто отказать в поставках чего-то, сомневаясь не в том, что у нас есть деньги и готовность заплатить (в этом они не сомневаются), а в том, что мы сможем это сделать в принципе из-за разных сложностей в банковской сфере.
Так что, это еще и кризис платежей: очень многие наши поставщики перешли на предоплату без отсрочки, что, соответственно, приводит к наращиванию оборотных средств. А это достаточно затратно.
Все выше сказанное объясняет увеличение себестоимости любого производства в целом. Но я расскажу о проблемах, которые являются причиной увеличения себестоимости производства вина, и приведу примеры «комплектующих», из-за которых сильнее всего растет себестоимость бутылки.
Корковая пробка под вопросом
Все мы привыкли к корковой пробке: около 65% бутылок закупориваются именно ею. Тенденция к замещению наблюдается: доля корковой пробки падает в мире из года в год. Это связано и с увеличением производства вина, и с нехваткой натурального материала: произрастание пробкового дуба очень ограничено. Основные страны его произрастания — это Португалия, Испания и Италия.
Замещение идет на синтетическую (пластиковую и силиконовую) и винтовую пробку — сейчас их доля составляет 10% и 25% соответственно.
Пятым санкционным пакетом экспорт на территорию России корковой пробки запрещен. Есть небольшое послабление: до 10 июля ее можно ввозить в страну по прямым контрактам. А после 10 июля ни оплатить, ни привезти ее будет невозможно. И сейчас мы сталкиваемся с тем, что платежи проходят по две недели и принимаются не во всех банках: мы месяц искали банк, через который можно было перевести поставщикам деньги.
Они, надо отдать им должное, относятся ко всему этому с пониманием и переживают больше нашего, потому что мы к таким ситуациям психологически готовы, а европейцам тяжело.
Проблема винтового колпачка
Мы начали искать альтернативу. Это в первую очередь алюминиевый винтовой колпачок. Он вполне подходит к винам, которые идут на полки магазинов и которые потребитель выпьет в течение года: для выдержанных вин он не подходит, так как не обеспечивает ограниченный доступ кислорода и тем самым не дает им развиваться. Есть колпаки с современными прокладками, которые дают возможность это делать, но они не являются массовыми.
Начав разговаривать с поставщиками алюминиевых колпачков, мы столкнулись с тем, что они не могут их поставлять. Потому что алюминиевый лист они закупают не в России. Да, мы — одна из крупнейших стран по производству алюминия, занимаем второе место в мире, производя более 5% алюминия, но сам лист мы не производим, и единственный завод в России, который находится в Самаре, принадлежит американскому холдингу, который на сегодняшний день не видит перспектив дальнейшей работы в России.
Поэтому наши поставщики переключаются на российское сырье, но качество этого сырья не устраивает: у листа переменная плотность, и металл просто рвется — брак с одного листа составляет до 20-25%.
Мы подключили в решению проблемы казахских поставщиков: у них металл немецкий, но его цена, конечно, растет, поскольку растет стоимость электроэнергии и газа в Германии. По последним данным Евростата, промышленная инфляция в Европе составляет 37% — так там выросла стоимость сырья и ресурсов.
Следующий компонент — пластиковая прокладка: то, без чего алюминиевый колпачок нам абсолютно не нужен, потому что она обеспечивает правильную плотность закупорки, не допускает большого количества кислорода в бутылку вина и не дает ему, тем самым, превратиться в уксус.
Производится такая прокладка только в Америке и Европе. Есть китайский аналог, но он пока не протестирован и проходит период адаптации.
Поэтому приходится применять «серые» схемы с отгрузкой через третьи страны, через Казахстан, Армению, Грузию. Это приводит к удорожанию и затягиванию сроков поставки.
Наконец, пигменты и лаки для окрашивания, которые также производят страны Евросоюза. Сейчас проблемы с ними нет: есть запас на 2-3 ближайших месяца. А что дальше — не понятно.
Синтетика — не выход
Остается синтетическая пробка. У нас есть опыт работы с ней, и у нее лишь один плюс: она производится в Российской Федерации. Но при этом 95% комплектующих экспортируется из США и стран ЕС.
Кроме того, та синтетическая пробка, которая производится в России, во-первых, не обеспечивает ограниченный доступ кислорода к вину, а во-вторых, при ее использовании получаются очень жесткие требования к размерам горлышка бутылки: если их не соблюдать, пробка может просто вылететь или провалиться. Именно поэтому мы работали на очень качественных дорогих немецких пробках.
Винная бумага переезжает в Россию
В результате мы не стали отказываться от корковой пробки, найдя вариант, как ее завезти в больших объемах до 10 июля. Это значительно увеличивает наши затраты. Но мы наращиваем эти запасы в громадных масштабах. А вместе с ними и расходы, чему совершенно не рады.
Но есть другая проблема — винная бумага для этикеток. Эта проблема началась еще до 24 февраля из-за забастовки компании-производителей винной бумаги в Европе. И эта кризисная ситуация наложилась на следующий кризис.
Многих нужных нам материалов в России нет: все, даже самые недорогие из них, везут из-за границы, даже клей и стикер для нанесения штрих-кода. Сейчас уже есть частичная адаптация: один из наших поставщиков наладил небольшое производство в Белгороде. Мы пока еще частично закупаем винную бумагу в Европе через третьи страны, но в июне-июле ожидаем полный переход на российские технологии.
У стеклянной бутылки все хорошо
Зато со стеклянной бутылкой всё относительно хорошо. У нас есть заводы, которые производят эту бутылку. Они были ориентированы на экспорт, но сейчас от экспорта отказались, а увеличенный спрос внутри страны сбалансировал рынок.
Поэтому 100% ассортимента переходит на отечественную стеклянную тару.
Но, как обычно, есть свое «но». Сырье для внутреннего рынка котируется в иностранной валюте. К примеру, кальцинированную соду производит в России всего один завод, расположенный в Башкирии. Он устанавливает цену на свою продукцию на квартал вперед, и она у него до сих пор в евро.
Себестоимость формируется по-новому
Но новый 2022 год принес с собой новые принципы формирования себестоимости.
Мы наблюдаем беспрецедентный уровень мировой инфляции. Если раньше мы говорили о том, что основным фактором, на который мы смотрим при планировании бюджета, закладывая определенные ожидания, — это прогноз курса валют, доллара и евро, — то сейчас валютный фактор теряет свою значимость.
Стоимость денег увеличилась, уровень их доступности снизился.А главное — логистика европейских товаров стала дороже до 7 раз. К примеру, раньше в Новороссийск шел прямой пароход из Португалии. А сейчас мы везем товар из Европы на машине до Москвы, перегружаем на российские фуры и везем далее на производство. Всё это, конечно, очень дорого, очень долго и нестабильно.
Все проблемы решаемы
Таким образом, у нас есть проблемы. Но российской промышленности придется их решать, и она их решит. Но — в перспективе 2-3 лет.
Да, нам нужна прокладка пластиковая для пробки, нужны этикетки и краски — но это не задача космического масштаба. Все это можно сделать в России — это только вопрос времени.
И, несмотря ни на что, в этом году мы произведем около 90 млн бутылок — на 40% больше вина, чем в предыдущем. Почему? Во-первых, отрицательное влияние на производство погоды 2020-2021 годов сгладили вступившие в плодоношение новые виноградники, которые обеспечили достигнутый в предыдущие годы валовый сбор урожая.
Во-вторых, внедрение свежих технологических приемов при переработке винограда и оптимизация логистики виноматериалов внутри группы компаний позволили уменьшить переходящий из года в год остаток и раньше передать в производство виноматериалы нового урожая.
В 2021 году винодельне «Кубань-Вино» исполнилось 65 лет, на протяжении которых она остается одним из лидеров отрасли по площади виноградников: у нее чуть больше 12% виноградников в России — около 12 тыс. га, из них более 9 тыс. плодоносящих. Так же, как и одним из лидеров по объему производства, который составил 64,265 млн бутылок вина по итогам года, что составляет 10,9% российского рынка вина. Ежегодно производится посадка до 700 га новых виноградников, корчуется при этом порядка 200-300 га старых. Валовый сбор винограда составляет более 83 тыс. тонн. Бочковое хранилище содержит порядка 1 тыс. бочек общим объемом более 24 тыс. дал. Производство вмещает в себя 10 линий розлива тихих и игристых вин, мощность линий — 145 млн бутылок в год.
По материалам VIII Международного Форума бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла»