Ирина Солонова: «Родители школьников остались без точки опоры»
Приемная кампания в первый класс в этом году начнется в России 1 апреля. Ирина Солонова, основатель и директор проекта Ruspro Education, оператор частных образовательных проектов, рассказала, как российские родители выбирают школу для своих детей и почему этой весной им так трудно сделать правильный выбор.
У современного родителя, который выбирает своему ребенку образовательное учреждение, в голове царит хаос, который не дает возможности системно выбрать образовательный проект.
Этот хаос связан в том числе с тем, что сейчас модно говорить о так называемых новых компетенциях: hard skills и soft skills. Все об этом слышали, но что это такое, как их использовать, знают далеко не все.
В принципе, эти новые компетенции прекрасно описаны экспертами Высшей школы экономики. Считается, что к soft skills (мягким навыкам) относятся критическое мышление, умение работать в команде и эффективная коммуникация. И вот родитель услышал, что такие навыки нужны. А как этому учить в школе, что делают в этом направлении учителя? Никто не понимает.
Кроме того, всё актуальнее проблема появления новых профессий: составляются списки таких областей деятельности, атласы новых специальностей. Активно идут дискуссии о том, какие профессии будут востребованы. А поскольку тут всё неопределенно, у родителей в головах нет точки опоры, они не понимают, какие же профессии действительно будут нужны рынку.
Следующая проблема: сейчас вообще непонятно, что такое быть успешным. Особенно для нового современного поколения, у них ведь уже другая парадигма, отличная от привычной для старшего поколения формулы: «Учись хорошо, а потом ты будешь в университете, а потом ты будешь успешен». Вообще, что такое успех? Это много денег, это комфорт, это когда ты занимаешься любимым делом? Такая постановка вопроса тоже не дает родителям точку опоры.
Кроме того, и дети очень меняются. Это факт, который нельзя игнорировать. Я вижу, как меняется интеллектуальная выносливость детей. Речь о том, могут ли они в течение длительного времени воспринимать определенную информацию, насколько у них развито внимание, мышление.
Учителя в школах вынужденно подстраиваться под изменения. Иногда в погоне за детским вниманием они превращаются в клоунов, которые хаотично жонглируют различными идеями, лишь бы оторвать аудиторию от смартфонов. Конкурировать с телефоном практически невозможно. Если у ребенка в руках гаджет, учитель практически бессилен. Хотя я знаю, что в разных странах учителя пытаются договориться с детьми о том, как и когда использовать мобильники. С этим вопросом нужно и нам работать.
Еще одна проблема: родители не понимают, чего можно ожидать от школы в плане воспитания и ценностей. Вообще, если говорить о системе мотивации и воспитания в школе, то тон всему задает директор, он формирует так называемый культурный код конкретной школы.
Напомню, воспитание в школе включает в том числе мотивацию детей и умение ею управлять. Это огромный пласт знаний, который педагоги получают во время своего обучения. К сожалению, у нас в государстве профессия учителя была не очень популярна. Мы имеем двойной негативный отбор. Считается, что те, кто не смог поступить в другой вуз, пошли в учителя. А потом те, кто не смог нормально устроиться на работу, пошли в школу. Но уже появился новый пласт учителей, которые гордятся своей профессией. Да и сама профессия стала более высокооплачиваемой.
Вернемся к академическим знаниям. В целом родители ожидают от школы академического уровня знаний, но при этом они не могут сказать, что же это такое. Например, я часто слышу фразу: «У нас в школе сильная математика». А что это такое? Дети резво считают в уме, или они в седьмом классе интегралы изучают? Всё это довольно оценочно и туманно. А ведь академический процесс в школе можно четко разложить и показать родителям (и ученикам тоже). Например, так действуют международные системы образования. Там каждый предмет четко разложен на академические знания и навыки, которыми ребенок должен овладеть. И всё это объясняется в процессе обучения. Тогда образовательный процесс становится конкретным и измеримым.
При этом хорошо бы объяснять и детям, зачем мы изучаем ту или иную тему. Например, в преподавании английского языка в России все эти моменты изложены понятно и четко: на каком уровне ребенок должен знать язык после пятого, после девятого класса. Но об этом никто из учителей не говорит. Вернее, об этом говорят в школах, где специалисты работают над прозрачностью образовательного процесса. Но такое бывает не всегда. Поэтому, повторяю, у родителей в голове хаос.
В результате можно смело сказать, что родители обычно выбирают своему ребенку ту или иную школу бессистемно. Я это знаю по собственному опыту и опыту коллег.
Кстати, интересно, что мы никогда не сможем предсказать, выберет ли тот или иной человек частную или государственную школу. Это не всегда связано с его доходами. Например, богатый человек может выбрать государственную школу, а мать-одиночка с двумя детьми — частную. И тут не угадаешь.
В целом же можно сказать, что государственные школы привлекают родителей тем, что они бесплатные, зачастую новые, красивые и рядом с домом. А в частные школы идут те, кому не нравится мотивация в государственных учреждениях.
Важную роль также играет наличие дополнительного образования в школах. Удобно, когда кружки находятся рядом, и здесь обычно выигрывают государственные организации, где как минимум больше места для размещения и проведения таких занятий.
При этом, полагаю, спрос на частные школы всё же сохранится. А всё потому, что культурный код во многих госучреждениях не дотягивает до уровня, который устраивал бы родителей.
Мнение озвучено во время дискуссии «Образовательные общественные пространства в новом строительстве», состоявшейся при поддержке Группы «Эталон» и объединения «Строительный трест»