Ирина Сапожникас: "У частной медицины нет заметных конкурентов на рынке услуг"
Ирина Сапожникас, операционный директор сети стоматологических клиник «33-й Зуб», эксперт в области организации и управления стоматологическим бизнесом, к.э.н., рассказала «Новому проспекту» о ситуации на рынке стоматологических услуг Петербурга на данный момент и дала прогноз на ближайшую перспективу.
Ситуация в сегменте коммерческой медицины стабилизировалась. Крупные медицинские компании с филиальной структурой, расположенные в столице и регионах, на 20% увеличили выручку за 2022 год по сравнению с предыдущим. Это говорит о том, что люди вкладывают деньги в свое здоровье.
Медицинская отрасль всегда чутко реагирует на внешние изменения — экономические, политические — повышением или понижением спроса, а также изменением стоимости услуг в связи с зависимостью цен на материалы и оборудование от курса валют.
Так случилось и в 2022 году. Пиковый спрос на услуги стоматологов произошел в весенние месяцы и был обоснован политическими событиями. Последующий период хоть и был тревожным, но с точки зрения спроса оказался довольно стабильным.
Последний год был омрачен еще и кризисом поставок медицинских материалов в Россию в связи с уходом с рынка многих производителей и возникшими логистическими проблемами. Однако после череды кризисов прошлых лет бизнес научился рационально реагировать на такого рода вызовы. На данный момент можно говорить о том, что одни производители заменяют других, а отсутствующие материалы в основном компенсируются. Хотя, конечно, не все проблемы решены. Работа в этом направлении продолжается, в том числе за счет вовлечения в разработку медицинских материалов и оборудования российских наукоемких организаций и производителей.
Поэтому сейчас в сегменте частного здравоохранения ситуация в целом стабильная: спрос уверенный, что не может не радовать. Думаю, что по итогам текущего года стоматологическая отрасль повторит показатели прошлого года с небольшим приростом — в пределах 10%.
Для роста есть и другие причины. В частности, коммерческая медицина всегда конкурировала за деньги населения с туристической отраслью, особенно в отпускные сезоны. Причем с уверенностью можно сказать, что сегмент путешествий является основным конкурентом для медицинского бизнеса. Именно поэтому динамика спроса в медицине имеет ярко выраженную сезонность.
Сейчас, как мы видим, возможность путешествовать в ряд стран заметно ограничена, но активно развивается внутренний туризм. Сможет ли он реализовать весь потенциал туристического спроса, пока непонятно. Но на данный момент конкуренция между частной медициной и туризмом снижена. Сезонные перепады в динамике выручки значительно сглажены. Люди предпочитают вкладывать средства в здоровье, в том числе в лечение, реставрацию зубов и протезирование.
Что касается другой отрасли, которая может конкурировать с частной медициной за деньги людей, то это недвижимость. Я бы сказала, что недвижимость начинает конкурировать с коммерческой медициной в периоды экономических или законодательных изменений. Например, мы видели сильное оживление на рынке недвижимости перед введением эскроу-счетов и перед отменой льготной ставки по ипотеке. Но сейчас ничего подобного не происходит.
В целом, исходя из текущего тренда, можно предположить, что по итогам года значительного роста емкости рынка частных медицинских услуг, в том числе стоматологии, мы не увидим, но и падения ждать не стоит.