Ирина Капустина: «Доля сетевой торговли в общем объеме розницы будет только расти»

11 Августа 2021

За первый пандемийный год оборот розничной торговли в Петербурге вырос, как ни странно, на 102%, превысив 1,5 трлн рублей. Но количество торговых фирм в городе снизилось почти на 20%. Что происходит с потребительским сектором сейчас и какие у него перспективы, рассказывает Ирина Капустина, к.э.н., директор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли.

По оценкам международных экспертов, экономический кризис 2020 года стал самым сильным и глубоким за последние 100 лет. Он привел к трансформации всех сфер потребительского рынка: розничной торговли, общественного питания и платных услуг.

В Петербурге кризисный год привел к снижению доли непродовольственных товаров в общем объеме ретейла до 63,5%: люди на них экономили. Но розница в целом даже нарастила обороты: в фактических ценах торговый оборот в городе в 2020 году вырос на 2%, превысив 1,5 трлн рублей.

Общественное питание и платные услуги пострадали значительно сильнее. Объем общепита снизился почти на четверть, составив около 67 млрд рублей, а объем платных услуг провис на 15%, дотянувшись в фактических ценах до 468 млрд рублей.

С начала этого года наблюдается положительная динамика во всех трех отраслях потребительского рынка. Оборот розничной торговли уже составил 715,4 млрд рублей (123,6% по отношению к соответствующему периоду 2020 года), предприятий общественного питания — 35,7 млрд рублей (128,9%), платных услуг — 230,8 млрд рублей (116,9%). В сопоставимых ценах результаты деятельности предприятий потребительского рынка также положительные, что вселяет оптимизм.

Пострадали почти все

Число предприятий оптовой и розничной торговли за год снизилось в Петербурге на 18,7%, гостиниц и общественного питания — на 9,1%, сферы услуг в зависимости от видов — от 2% до 13%.

Лидерами по закрытию в прошедшем полугодии стали магазины одежды и аксессуаров (37%), предприятия индустрии развлечений (15%) и детские товары (9%). Так, закрылось несколько магазинов «Снежная Королева», Concept Club, «Парижанка», Rieke и Prestige Baby.

Посещаемость торговых центров за пандемийный год сократилась на 30%. В этом году они продолжают терять арендаторов. За первые 6 месяцев 2021 года доля свободных площадей в ТЦ города увеличилась на 1,2%, достигнув 4,6%. Эта цифра на самом деле не столь пугающая: и в обычные годы мы наблюдали примерно 3,5% свободных площадей. Но рост показателя по всем типам ТЦ кроме аутлетов — тревожный знак. К слову, топовые торговые центры оказались более устойчивыми: в них пустует всего 2,7% площадей.

Третья волна пандемии привела к очередному закрытию фудкортов. Торговые центры за первое полугодие текущего года потеряли 31 заведение общественного питания, которые занимали около 5 тыс. м2 (правда, за тот же период в ТЦ Петербурга открылось 24 заведения площадью 2 860 м2, так что бо́льшую часть ушедших удалось заместить новым бизнесом, но половина вакантных площадей по-прежнему пустует).

Но ретейл смог сохранить бесперебойную торговлю всем ассортиментом продовольственных товаров, обеспечив тем самым социально-экономическую стабильность в городе и стране в целом. Сейчас уже всё сгладилось. Но давайте вспомним пустые полки в магазинах США и Европы. У нас такого не было, потому что удалось удержать товарные запасы на уровне 45 дней.

Взрывной рост онлайн-торговли

Многие ретейлеры перевели бизнес в онлайн-среду, провели крупномасштабные изменения по доставке продуктов и других товаров. Это дало импульс взрывному развитию IT-компаний.

Общий объем рынка розничных онлайн-продаж продовольственных товаров в стране за 2020 году вырос на 214% и превысил 135 млрд рублей. Годом ранее этот показатель составлял всего 43 млрд рублей. Это очень показательно.

Сегодня доля онлайн-продаж в общем обороте продовольственных товаров в Петербурге составляет 2,3–2,5%. Оборот за 2020 год составил около 21 млрд рублей, средний чек — 1,2 тыс. рублей, количество заказов в день — более 62 тыс. единиц.

Вместе со спросом резко выросло и число вакансий для специалистов в онлайн-продажах: от 36% в продовольственной рознице и торговле строительными товарами до 14% в торговле одеждой, мебелью, украшениями и автомобилями относительно предыдущего периода.

Увеличилось число вакансий для менеджеров по сборке заказов, специалистов колл-центров в ретейле, доставщиков, курьеров, водителей. Но вырос и спрос на квалифицированных специалистов: девелоперов мобильных приложений, специалистов по развитию онлайн-ретейла, тренд-вотчеров (специалист в сфере рекламы и маркетинга, который занимается сбором и обработкой данных по изменению потребительского спроса), визуализаторов бренда, специалистов по искусственному интеллекту и др. То есть, с одной стороны, торговля создала условия для квалифицированного труда, а с другой — сформировала вакансии для тех, кто хочет просто подработать и не обладает профессиональными навыками. Это позитивно повлияло на стабильную социальную среду в городе.

Социальная активность бизнеса

Сегодня торговля становится важнейшим участником процесса сдерживания розничных торговых цен на потребительском рынке. Конечно, говорить об этом очень сложно: мы все ходим в магазин и видим, как растут цены. Но тем не менее торговые сети смогли удержать цены на важнейшие продовольственные товары.

Отдельные компании, к примеру X5 Retail Group и «Магнит», обнуляли торговую наценку на социально значимые продукты. Компания X5 Retail Group продавала семь товаров из базовой потребительской корзины по цене их закупки у поставщиков: макаронные изделия, хлеб, тушеную говядину, черный чай, картофель, зерновые хлопья и ультрапастеризованное молоко.

Бизнес также является проводником вакцинации. Предприятиям торговли и общественного питания Петербурга нужно провести вакцинацию не менее 75% своих сотрудников. Уже сейчас в некоторых торговых точках «Ленты» количество вакцинированных сотрудников приближается к 60%.

Остается добавить, что на 1 июня 2021 года в Петербурге около 72 тыс. (более половины) предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, работающих во всех трех секторах потребительского рынка, получили QR-коды.

Что день грядущий нам готовит?

Многие тенденции спрогнозировать сложно, но очевидно, что доля сетевой торговли в общем объеме розницы будет расти. Уже сейчас розничные торговые сети в общем объеме продовольственной торговли города занимают 80%, а если брать всю розницу, то доля сетей будет около 60%.

Конечно, должны развиваться разные форматы торговли. Но если посмотреть на мировой опыт, то доля сетевой торговли в ведущих европейских странах выше, чем у нас. Например, в Германии она составляет 73%. Ведь сетевая торговля означает прежде всего технологичность отрасли, а у нас она является еще и показателем защищенности работников, показателем обеления рынка.

Кроме этого, мы наблюдаем развитие фиджитал-модели торгового бизнеса. Это сочетание физической коммуникации и виртуальной (от слов «физический» и «диджитальный»).

На рынке ретейла уже возникает межформатная конкуренция за счет товарной диверсификации бизнеса. Еще пару лет назад мы с трудом себе могли представить, что «Эльдорадо», например, будет торговать электроинструментом, а «Леруа Мерлен» — мебелью. Сегодня это реальность.

На Ozon и Wildberries активно торгуют продуктами питания. Развивается и межканальная конкуренция, когда отдельное предприятие реализует свои продукты во всех каналах: на маркетплейсах, в собственном онлайн-магазине, а есть еще и офлайн, и все эти конкурентные ситуации создают очень сложную бизнес-среду в торговле.

Поставщики будут активно развивать кооперацию с маркетплейсами и онлайн-игроками, потому что сегодня это дает очень высокий рост продаж, хотя мы понимаем, что впоследствии наступит насыщение рынка.

Есть позитивный прогноз развития жестких дискаунтеров: доходы населения растут медленно, а осторожность потребителя в условиях непрогнозируемой среды возрастает.

Идет разработка новых концепций умных магазинов: небольших, с ограниченным ассортиментом, работающих допоздна, без кассиров и продавцов. И, думаю, мы очень быстро придем к доставке товаров в подъезд, что во многом позволит отказаться от походов в магазины.

По материалам конференции Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» ко Дню работника торговли


Актуально сегодня