Ирина Капустина: «Доля сетевой торговли в общем объеме розницы будет только расти»
Новый проспект
Мнения

Ирина Капустина: «Доля сетевой торговли в общем объеме розницы будет только расти»

Прочитано: 2756

За первый пандемийный год оборот розничной торговли в Петербурге вырос, как ни странно, на 102%, превысив 1,5 трлн рублей. Но количество торговых фирм в городе снизилось почти на 20%. Что происходит с потребительским сектором сейчас и какие у него перспективы, рассказывает Ирина Капустина, к.э.н., директор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли.

По оценкам международных экспертов, экономический кризис 2020 года стал самым сильным и глубоким за последние 100 лет. Он привел к трансформации всех сфер потребительского рынка: розничной торговли, общественного питания и платных услуг.

В Петербурге кризисный год привел к снижению доли непродовольственных товаров в общем объеме ретейла до 63,5%: люди на них экономили. Но розница в целом даже нарастила обороты: в фактических ценах торговый оборот в городе в 2020 году вырос на 2%, превысив 1,5 трлн рублей.

Общественное питание и платные услуги пострадали значительно сильнее. Объем общепита снизился почти на четверть, составив около 67 млрд рублей, а объем платных услуг провис на 15%, дотянувшись в фактических ценах до 468 млрд рублей.

С начала этого года наблюдается положительная динамика во всех трех отраслях потребительского рынка. Оборот розничной торговли уже составил 715,4 млрд рублей (123,6% по отношению к соответствующему периоду 2020 года), предприятий общественного питания — 35,7 млрд рублей (128,9%), платных услуг — 230,8 млрд рублей (116,9%). В сопоставимых ценах результаты деятельности предприятий потребительского рынка также положительные, что вселяет оптимизм.


Пострадали почти все

Число предприятий оптовой и розничной торговли за год снизилось в Петербурге на 18,7%, гостиниц и общественного питания — на 9,1%, сферы услуг в зависимости от видов — от 2% до 13%.

Лидерами по закрытию в прошедшем полугодии стали магазины одежды и аксессуаров (37%), предприятия индустрии развлечений (15%) и детские товары (9%). Так, закрылось несколько магазинов «Снежная Королева», Concept Club, «Парижанка», Rieke и Prestige Baby.

Посещаемость торговых центров за пандемийный год сократилась на 30%. В этом году они продолжают терять арендаторов. За первые 6 месяцев 2021 года доля свободных площадей в ТЦ города увеличилась на 1,2%, достигнув 4,6%. Эта цифра на самом деле не столь пугающая: и в обычные годы мы наблюдали примерно 3,5% свободных площадей. Но рост показателя по всем типам ТЦ кроме аутлетов — тревожный знак. К слову, топовые торговые центры оказались более устойчивыми: в них пустует всего 2,7% площадей.

Третья волна пандемии привела к очередному закрытию фудкортов. Торговые центры за первое полугодие текущего года потеряли 31 заведение общественного питания, которые занимали около 5 тыс. м2 (правда, за тот же период в ТЦ Петербурга открылось 24 заведения площадью 2 860 м2, так что бо́льшую часть ушедших удалось заместить новым бизнесом, но половина вакантных площадей по-прежнему пустует).

Но ретейл смог сохранить бесперебойную торговлю всем ассортиментом продовольственных товаров, обеспечив тем самым социально-экономическую стабильность в городе и стране в целом. Сейчас уже всё сгладилось. Но давайте вспомним пустые полки в магазинах США и Европы. У нас такого не было, потому что удалось удержать товарные запасы на уровне 45 дней.


Взрывной рост онлайн-торговли

Многие ретейлеры перевели бизнес в онлайн-среду, провели крупномасштабные изменения по доставке продуктов и других товаров. Это дало импульс взрывному развитию IT-компаний.

Общий объем рынка розничных онлайн-продаж продовольственных товаров в стране за 2020 году вырос на 214% и превысил 135 млрд рублей. Годом ранее этот показатель составлял всего 43 млрд рублей. Это очень показательно.

Сегодня доля онлайн-продаж в общем обороте продовольственных товаров в Петербурге составляет 2,3–2,5%. Оборот за 2020 год составил около 21 млрд рублей, средний чек — 1,2 тыс. рублей, количество заказов в день — более 62 тыс. единиц.

Вместе со спросом резко выросло и число вакансий для специалистов в онлайн-продажах: от 36% в продовольственной рознице и торговле строительными товарами до 14% в торговле одеждой, мебелью, украшениями и автомобилями относительно предыдущего периода.

Увеличилось число вакансий для менеджеров по сборке заказов, специалистов колл-центров в ретейле, доставщиков, курьеров, водителей. Но вырос и спрос на квалифицированных специалистов: девелоперов мобильных приложений, специалистов по развитию онлайн-ретейла, тренд-вотчеров (специалист в сфере рекламы и маркетинга, который занимается сбором и обработкой данных по изменению потребительского спроса), визуализаторов бренда, специалистов по искусственному интеллекту и др. То есть, с одной стороны, торговля создала условия для квалифицированного труда, а с другой — сформировала вакансии для тех, кто хочет просто подработать и не обладает профессиональными навыками. Это позитивно повлияло на стабильную социальную среду в городе.


Социальная активность бизнеса

Сегодня торговля становится важнейшим участником процесса сдерживания розничных торговых цен на потребительском рынке. Конечно, говорить об этом очень сложно: мы все ходим в магазин и видим, как растут цены. Но тем не менее торговые сети смогли удержать цены на важнейшие продовольственные товары.

Отдельные компании, к примеру X5 Retail Group и «Магнит», обнуляли торговую наценку на социально значимые продукты. Компания X5 Retail Group продавала семь товаров из базовой потребительской корзины по цене их закупки у поставщиков: макаронные изделия, хлеб, тушеную говядину, черный чай, картофель, зерновые хлопья и ультрапастеризованное молоко.

Бизнес также является проводником вакцинации. Предприятиям торговли и общественного питания Петербурга нужно провести вакцинацию не менее 75% своих сотрудников. Уже сейчас в некоторых торговых точках «Ленты» количество вакцинированных сотрудников приближается к 60%.

Остается добавить, что на 1 июня 2021 года в Петербурге около 72 тыс. (более половины) предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, работающих во всех трех секторах потребительского рынка, получили QR-коды.


Что день грядущий нам готовит?

Многие тенденции спрогнозировать сложно, но очевидно, что доля сетевой торговли в общем объеме розницы будет расти. Уже сейчас розничные торговые сети в общем объеме продовольственной торговли города занимают 80%, а если брать всю розницу, то доля сетей будет около 60%.

Конечно, должны развиваться разные форматы торговли. Но если посмотреть на мировой опыт, то доля сетевой торговли в ведущих европейских странах выше, чем у нас. Например, в Германии она составляет 73%. Ведь сетевая торговля означает прежде всего технологичность отрасли, а у нас она является еще и показателем защищенности работников, показателем обеления рынка.

Кроме этого, мы наблюдаем развитие фиджитал-модели торгового бизнеса. Это сочетание физической коммуникации и виртуальной (от слов «физический» и «диджитальный»).

На рынке ретейла уже возникает межформатная конкуренция за счет товарной диверсификации бизнеса. Еще пару лет назад мы с трудом себе могли представить, что «Эльдорадо», например, будет торговать электроинструментом, а «Леруа Мерлен» — мебелью. Сегодня это реальность.

На Ozon и Wildberries активно торгуют продуктами питания. Развивается и межканальная конкуренция, когда отдельное предприятие реализует свои продукты во всех каналах: на маркетплейсах, в собственном онлайн-магазине, а есть еще и офлайн, и все эти конкурентные ситуации создают очень сложную бизнес-среду в торговле.

Поставщики будут активно развивать кооперацию с маркетплейсами и онлайн-игроками, потому что сегодня это дает очень высокий рост продаж, хотя мы понимаем, что впоследствии наступит насыщение рынка.

Есть позитивный прогноз развития жестких дискаунтеров: доходы населения растут медленно, а осторожность потребителя в условиях непрогнозируемой среды возрастает.

Идет разработка новых концепций умных магазинов: небольших, с ограниченным ассортиментом, работающих допоздна, без кассиров и продавцов. И, думаю, мы очень быстро придем к доставке товаров в подъезд, что во многом позволит отказаться от походов в магазины.


По материалам конференции Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» ко Дню работника торговли


ретейл статистика потребительский рынок торговля
Читайте также по теме
Многие иностранные бренды остановили работу в российских моллах, но продолжают платить аренду за занимаемые площади. Чем это чревато для торговых центров и самих ретейлеров, «Новому проспекту» рассказал партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
После начала военной спецоперации на Украине многие компании продвигают свою продукцию, используя её официальную символику — буквы Z и V. «Новый проспект» сделал обзор патриотических новинок и расспросил экспертов, насколько этичен и эффективен такой маркетинг.
В этом сезоне жители Петербурга активно покупают семена для выращивания овощей на даче. Многие собираются засеять овощами даже бывшие клумбы, чтобы подстраховать семьи на случай возможного продовольственного кризиса.

Обнародованы новые архивные документы о самоубийстве Гитлера
29.04.2022
Сеть магазинов OBI в России покупает "Группа компаний МАХ"
28.04.2022
За месяц число россиян, поддерживающих спецоперацию, сократилось на 7% - опрос
28.04.2022
Олег Тиньков продает свою долю в группе "Тинькофф" структурам Потанина
28.04.2022
ООН подтверждает гибель еще десяти детей в Украине за последние трое суток
28.04.2022
Solopharm открыла в Петербурге новый завод по производству лекарств
28.04.2022
Смольный обещает вложить в развитие Кронштадта 80 млрд рублей
28.04.2022
"Агентство по страхованию вкладов" установило рекорд по продаже имущества
28.04.2022
Джо Байден предлагает упростить конфискацию российских активов в США
28.04.2022
Петербургский девелопер выходит на строительный рынок Подмосковья
28.04.2022
Владелец брендов Reserved, Cropp и Sinsay принял решение о продаже бизнеса в России
28.04.2022
"Яндекс" продает сервисы "Новости" и "Дзен" холдингу VK Group
28.04.2022
Суд признал законным очередное продление ареста для Ивана Сафронова
28.04.2022
В Херсонской области не планируют создавать республику, но переводят расчеты на рубли
28.04.2022
Средняя стоимость участков в Ленобласти выросла на 20% с начала года
28.04.2022
Об отмене выборов губернаторов могут объявить в ближайшие дни
28.04.2022
Крупнейший производитель сигарет Japan Tobacco Inc. думает об уходе из России
28.04.2022
Becar Asset Management исполняется 30 лет
28.04.2022
Российские операторы сотовой связи повысили тарифы
28.04.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки