Инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий
Новый проспект
Мнения

Инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий

Прочитано: 625
Инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий

Как заявил руководитель государства, крупнейшие проекты, начиная от расширения Транссиба, возведения портов на севере и на Балтике и заканчивая важнейшими инициативами в области производства и научного капитала, получат защищенную бюджетную строку и гарантированное финансирование по линии Инвестиционного фонда РФ.

Почему это важно? Прежде всего, как отметил президент, важно не замораживать государственный ресурс в рамках уже стартовавших проектов. Я сейчас даже не про сроки актуальности экспертизы или применение дефляторов при обновлении конкурсных процедур. Сам механизм пересмотра решений, стратегий и концепций на государственном уровне в случае заморозки того или иного мегапроекта может привести к фатальным последствиям. Поменялись экономическая база и спрос под крупный промышленный кластер, схема потоков для межрегиональной трассы, сменился куратор проекта на федеральном уровне — и проект идет под нож. А это уже вопрос эффективности бюджетных капитальных вложений. У нас в стране, к сожалению, в избытке госпроекты, остановленные на этапе свайного поля.

Очень важно понимать, что инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий, который потащит за собой экономику в период восстановления. Мегапроекты станут основным драйвером реанимации всех без исключения отраслей, обеспечивая мультипликативный эффект от вложений всех уровней. К любому крупному инфраструктурному объекту «прислоняется» частный сектор, обеспечивая работу тысяч малых и средних предприятий, создание сотен тысяч рабочих мест.

В качестве примера в Петербурге приведу тот же федеральный проект — город-спутник Южный с комплексным научно-образовательным и инновационным центром «ИТМО Хайпарк». Проект не только меняет городскую ткань, вводя давно обсуждаемую полицентричную модель развития, но и гарантирует базу для роста экономики знаний. Точно так же важно не останавливать проект строительства ВСД и Южной широтной магистрали, «докрутить» вопрос с реставрацией Конюшенного ведомства (тем более, что Чемпионат Европы по футболу отложили на год, и нет жесткой необходимости консервации Конюшенной площади под размещение фан-зоны), реализовать ряд проектов общественного транспорта: линий ЛРТ, КАД-2, Большого железнодорожного кольца.

Когда в горах вы идете на спуск, вы не слишком нуждаетесь в тяжелой трости, но когда настанет время нового подъема, вы не пожалеете, что тащили ее с собой всё это время. Это прекрасно понимают крупнейшие экономики мира: в кризис 2008 года Китай выделил на развитие инфраструктуры $585 млрд, войдя в проекты не только прямым госфинансированием, но и запустив множественные проекты государственно-частного партнерства. Именно Китай можно считать образцовым менеджером вложений на госуровне: инвестиции в основные средства в Поднебесной растут в среднем на 20–22% в год, их объем превышает 40% ВВП. А пик, к слову, был именно в кризисный 2009 год.

В это же время США выделяло на инфраструктуру почти $780 млрд, создав Национальный банк по рефинансированию инфраструктуры (National Infrastructure Reinvestment Bank), в числе задач которого было привлечение частных инвестиций в проекты ГЧП.

Мы проходили тот кризис куда более болезненно: многие проекты в то время были заморожены или сокращены в финансировании, инвестфонд был урезан, госкомпании пересматривали инвестпрограммы. Да, мы все-таки достроили трассу М-11, Западный скоростной диаметр и блестяще провели Чемпионат мира по футболу в 2018 году, но по ряду аспектов были отброшены на годы назад. Теперь мы наверстываем упущенное, но за совершенно другие деньги.

Очень важно не повторять той вынужденной пробуксовки и наращивать вложения. Показателен пример того же Китая: пережитая пандемия послужила толчком к бурному развитию инфраструктуры и отдельно — цифровизации всех ее видов. При этом меры поддержки в КНР были максимально точечными: на антикризисные пакеты Китай направил 1,3% ВВП (против 12,7% в 2008 году). Китайцы модернизировали производственные цепочки фармкластера (и после преодоления экспортных ограничений еще больше привяжут к себе рынок лекарственных препаратов), медицины, логистики, науки и госуправления. По словам научного сотрудника Национальной академии развития и стратегии Народного университета Китая Вана Ивея, эпидемия не только стимулировала информатизацию реального сектора КНР, но и ускорила внедрение и использование искусственного интеллекта, интернета вещей, технологии 5G, биомедицины.

Способны ли мы на технологический рывок вслед за КНР? Пока на инфраструктурное развитие в федеральном бюджете России заложено около 5,5 трлн рублей. По оценке Европейского инвестиционного банка, при увеличении госрасходов на 1% дополнительный рост ВВП страны может составить 0,1–0,2 п.п. Если верить прогнозам той же McKinsey & Company, из кризиса российский ВВП выйдет, похудев на 10,2% (в худшем сценарии), и эти десятые процентного пункта мы еще вспомним. И в целом картина нашей экономики в посткризисный период будет прямо зависеть от того, какую инфраструктурную подушку безопасности мы подложим нашей промышленности, транспорту и науке.


коронавирус Инфраструктура господдержка ГЧП пандемия эпидемия Китай бюджет антикризисное управление
Читайте также по теме
На ПМЭФ-2024, который проходит в эти дни, много говорили о сотрудничестве с Китаем. Однако успешное партнерство с китайскими бизнесменами — задача непростая, полная скрытых ловушек. Как снизить риски, защитить свои интересы и почему не стоит дарить китайцам русскую водку, рассказал «Новому проспекту» Илья Цай, консультант по международному частному праву Китая и эксперт по внешнеэкономической деятельности.
Илья Цай 07.06.2024
Бюджеты всех уровней остаются дефицитными, но законодательство не позволяет их банкротить. Более того, государственная казна несет полную ответственность по долгам подведомственных учреждений и предприятий. Правда, чтобы взыскать их, потребуется долго и упорно судиться.
Стоматологическая клиника при правильном подходе может стать прибыльным делом: даже молодые врачи зарабатывают в этой сфере больше 200 тыс. рублей в месяц. «Новый проспект» разбирался, что нужно для открытия такой клиники, как быстро окупаются вложения, почему нельзя экономить на оборудовании, какие существуют риски для инвестора и как их избежать.

Кремль: Путин позднее представит решения по начальникам управлений
13.06.2024
На Суворовском проспекте в Петербурге открыли новый итальянский ресторан Flori
12.06.2024
Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ
12.06.2024
Минтранс сообщил о росте пассажиропотока на международных линиях на 24%
12.06.2024
Боливия предложила России начать экспорт вяленого мяса ламы
12.06.2024
Путин утвердил смягчение уголовной ответственности за нарушение авторских прав
12.06.2024
Российские миротворцы покинули Карабах
12.06.2024
РФ ведет переговоры об отмене виз с шестью странами
12.06.2024
Россияне смогут самостоятельно продавать заложенное по ипотеке имущество
12.06.2024
Лидер петербургского отделения «Справедливой России» Надежда Тихонова отказалась от участия в выборах губернатора
12.06.2024
Путин ратифицировал соглашение с Китаем о лунной станции
12.06.2024
Роскомнадзор рассматривает блокировку звонков из-за рубежа по умолчанию
12.06.2024
Путин продлил выплаты многодетным семьям на погашение ипотеки
12.06.2024
Путин поздравил патриарха с Днем России
12.06.2024
Путин подписал указ об изменении состава Совета безопасности России
12.06.2024
После отказа Турции от зерна из РФ российские поставщики сосредоточатся на Африке, Индии и Китае
12.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки