Инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий
Мнения

Инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий

Прочитано: 415
Инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий

Как заявил руководитель государства, крупнейшие проекты, начиная от расширения Транссиба, возведения портов на севере и на Балтике и заканчивая важнейшими инициативами в области производства и научного капитала, получат защищенную бюджетную строку и гарантированное финансирование по линии Инвестиционного фонда РФ.

Почему это важно? Прежде всего, как отметил президент, важно не замораживать государственный ресурс в рамках уже стартовавших проектов. Я сейчас даже не про сроки актуальности экспертизы или применение дефляторов при обновлении конкурсных процедур. Сам механизм пересмотра решений, стратегий и концепций на государственном уровне в случае заморозки того или иного мегапроекта может привести к фатальным последствиям. Поменялись экономическая база и спрос под крупный промышленный кластер, схема потоков для межрегиональной трассы, сменился куратор проекта на федеральном уровне — и проект идет под нож. А это уже вопрос эффективности бюджетных капитальных вложений. У нас в стране, к сожалению, в избытке госпроекты, остановленные на этапе свайного поля.

Очень важно понимать, что инфраструктура в кризис — это не бюджетное бремя, а объект-пассионарий, который потащит за собой экономику в период восстановления. Мегапроекты станут основным драйвером реанимации всех без исключения отраслей, обеспечивая мультипликативный эффект от вложений всех уровней. К любому крупному инфраструктурному объекту «прислоняется» частный сектор, обеспечивая работу тысяч малых и средних предприятий, создание сотен тысяч рабочих мест.

В качестве примера в Петербурге приведу тот же федеральный проект — город-спутник Южный с комплексным научно-образовательным и инновационным центром «ИТМО Хайпарк». Проект не только меняет городскую ткань, вводя давно обсуждаемую полицентричную модель развития, но и гарантирует базу для роста экономики знаний. Точно так же важно не останавливать проект строительства ВСД и Южной широтной магистрали, «докрутить» вопрос с реставрацией Конюшенного ведомства (тем более, что Чемпионат Европы по футболу отложили на год, и нет жесткой необходимости консервации Конюшенной площади под размещение фан-зоны), реализовать ряд проектов общественного транспорта: линий ЛРТ, КАД-2, Большого железнодорожного кольца.

Когда в горах вы идете на спуск, вы не слишком нуждаетесь в тяжелой трости, но когда настанет время нового подъема, вы не пожалеете, что тащили ее с собой всё это время. Это прекрасно понимают крупнейшие экономики мира: в кризис 2008 года Китай выделил на развитие инфраструктуры $585 млрд, войдя в проекты не только прямым госфинансированием, но и запустив множественные проекты государственно-частного партнерства. Именно Китай можно считать образцовым менеджером вложений на госуровне: инвестиции в основные средства в Поднебесной растут в среднем на 20–22% в год, их объем превышает 40% ВВП. А пик, к слову, был именно в кризисный 2009 год.

В это же время США выделяло на инфраструктуру почти $780 млрд, создав Национальный банк по рефинансированию инфраструктуры (National Infrastructure Reinvestment Bank), в числе задач которого было привлечение частных инвестиций в проекты ГЧП.

Мы проходили тот кризис куда более болезненно: многие проекты в то время были заморожены или сокращены в финансировании, инвестфонд был урезан, госкомпании пересматривали инвестпрограммы. Да, мы все-таки достроили трассу М-11, Западный скоростной диаметр и блестяще провели Чемпионат мира по футболу в 2018 году, но по ряду аспектов были отброшены на годы назад. Теперь мы наверстываем упущенное, но за совершенно другие деньги.

Очень важно не повторять той вынужденной пробуксовки и наращивать вложения. Показателен пример того же Китая: пережитая пандемия послужила толчком к бурному развитию инфраструктуры и отдельно — цифровизации всех ее видов. При этом меры поддержки в КНР были максимально точечными: на антикризисные пакеты Китай направил 1,3% ВВП (против 12,7% в 2008 году). Китайцы модернизировали производственные цепочки фармкластера (и после преодоления экспортных ограничений еще больше привяжут к себе рынок лекарственных препаратов), медицины, логистики, науки и госуправления. По словам научного сотрудника Национальной академии развития и стратегии Народного университета Китая Вана Ивея, эпидемия не только стимулировала информатизацию реального сектора КНР, но и ускорила внедрение и использование искусственного интеллекта, интернета вещей, технологии 5G, биомедицины.

Способны ли мы на технологический рывок вслед за КНР? Пока на инфраструктурное развитие в федеральном бюджете России заложено около 5,5 трлн рублей. По оценке Европейского инвестиционного банка, при увеличении госрасходов на 1% дополнительный рост ВВП страны может составить 0,1–0,2 п.п. Если верить прогнозам той же McKinsey & Company, из кризиса российский ВВП выйдет, похудев на 10,2% (в худшем сценарии), и эти десятые процентного пункта мы еще вспомним. И в целом картина нашей экономики в посткризисный период будет прямо зависеть от того, какую инфраструктурную подушку безопасности мы подложим нашей промышленности, транспорту и науке.


коронавирус Инфраструктура господдержка ГЧП пандемия эпидемия Китай бюджет антикризисное управление
Читайте также по теме
Минувшая неделя окончательно погрузила россиян в новую реальность жизни с QR-кодами. Теперь каждый день жители страны узнают про это явление новости — одна другой краше. Вот как видит дивный новый мир художник Сергей Ёлкин.
На фоне ковида растет число бактериальных пневмоний, которые лечат антибиотиками. Как пандемия перекосила фармацевтический рынок, рассказывает гендиректор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский.

Сегодня новые дома в Петербурге подключают к электросетям вовремя и четко, но вокруг процесса подключения много судов. «Новый проспект» пытался разобраться в проблеме и узнал, почему Петербург называют родиной новой схемы покруче «возврата НДС».

Красный Крест начал сбор денег для беженцев на белорусско-польской границе
27.11.2021
Московская группа "ФСК" купила два участка под новые проекты в Петербурге
27.11.2021
В ближайшее время начнется строительство станции метро "Кудрово" стоимостью 57 млрд рублей
27.11.2021
Чиновников Смольного попросили отчитаться о получении QR-кодов
27.11.2021
Со следующего лета авиакомпания "Победа" будет снова летать из Пулково за границу
27.11.2021
Финский концерн YIT рассматривает вариант продажи бизнеса в России
27.11.2021
Опрос: 35% россиян в 2021 году стали копить деньги на черный день
27.11.2021
Командировочная активность россиян за год выросла в 1,5 раза
27.11.2021
Пилотный проект по возврату иностранцам НДС с покупок в России продлили до конца 2022 года
27.11.2021
Два фигуранта дела о пытках заключенных в тюремной больнице Саратова арестованы на два месяца
27.11.2021
Из ВШЭ уволили двух профессоров, которые критиковали состояние права в России
27.11.2021
Володин пообещал прочитать 500 тыс. комментариев под своим постом о QR-кодах
27.11.2021
Новый штамм ковида из Африки получил официальное название "омикрон"
27.11.2021
Российской авиакомпании "Скол" запретили полеты в Евросоюз
27.11.2021
Опрос: самым желанным новогодним подарком 47% россиян назвали деньги
27.11.2021
Ростехнадзор: причиной трагедии на шахте в Кузбассе мог стать резкий выброс метана
27.11.2021
Бизнесмен Пригожин требует прокуратуру проверить публициста Нерсесова
27.11.2021
Курпатов и Белковский запустили проект "Фройд"
26.11.2021
Северная птицефабрика построит новое производство в Тосненском районе Ленобласти за 3,5 млрд рублей
26.11.2021
Главного редактора издания Sota.Vision Олега Еланчика включили в реестр иностранных агентов
26.11.2021
Суд отправил бизнесмена Ебралидзе в СИЗО
26.11.2021
Минюст добавил новых иноагентов
26.11.2021
Опрос: большинство россиян разочарованы в "черных пятницах"
26.11.2021
"Эхо Москвы" оштрафовали за иностранных агентов и запрещенные организации
26.11.2021
HeadHunter: Петербуржцам не хватает отдыха
26.11.2021
Концерн «Калашников» может готовиться к серийному производству электрических миникаров
26.11.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки