Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции
Новый проспект
Мнения

Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции

Прочитано: 824
Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции
С проблемой подделки брендов сталкиваются более 50% производителей. Пираты подделывают лекарства, пищевую продукцию, косметику, парфюмерию, детские товары. Но каждая пятая подделка в России приходится на товары легкой промышленности. «Новый проспект» узнал, как производитель может себя защитить.

Воруют всё 

В мире моды обувь, одежду или фурнитуру подделывают довольно часто. «За 5,5 лет существования компании мы столкнулись со многими случаями нарушения авторских прав: периодически мы находим производителя, который делает полную копию наших носков. Но обычно до суда не доходит. Достаточно написать пиратам-«контрафакерам» грамотное письмо, ссылаясь на все нужные статьи в гражданском и уголовном кодексах, и они соглашаются, что были неправы», — рассказал основатель бренда St.Friday Socks Сергей Тонков. По его словам, многие пираты — молодые дизайнеры и новички на рынке, они просто не понимают, что нарушают закон об авторском праве.

«90% «контрафакеров» вообще не понимают, что делают», — соглашается генеральный директор Monochrome Николай Богданович. Его компания также сталкивается с нарушениями как авторства, так и товарных знаков. «Копируют не только дизайн худи, которые производит Monochrome, но и уникальные цветовые оттенки изделий, и даже названия этих оттенков, которые придумываются в компании», — жалуется он.

Сохраняя уникальность

Наталия Медик, руководитель патентной практики Semenov & Pevzner, предлагает три механизма защиты от пиратов-«контрафакеров»: авторское право, патент на дизайн и товарные знаки. Каждый из них имеет свои нюансы, но каждый защищает интеллектуальную собственность производителя.

«Зарегистрированный товарный знак защищает и сохраняет уникальность продукта. Но кроме рычагов защиты он выступает каналом коммуникации с потребителем и обществом: когда мы смотрим на товарные знаки, сразу понимаем, какая компания стоит за ними. И это очень важно для позиционирования себя на рынке», — обращает внимание Анастасия Фомина, юрисконсульт Lamoda.

Чтобы защитить дизайн своих изделий, мы заключаем договоры со штатными дизайнерами и договоры по отчуждению прав с внештатными. На дизайн носков компания часто проводит конкурсы, и с каждым участником также заключает такие договоры. Были случаи, когда автор договор не подписывает, тогда эту модель мы снимаем с участия в конкурсе и не пускаем в производство», — объясняет Сергей Тонков.

Николаю Богдановичу, чтобы защититься от подражателей, в 2020 году пришлось видоизменить написание самого товарного знака Monochrome: «Для наших «контрафакеров» это добавило головной боли: все те тонны продукции, которые они у себя пошили, автоматически стали старым ненужным хламом», — говорит он.

С другой стороны, производителям также иногда приходится работать с правообладателями интеллектуальной собственности. St. Friday Socks, к примеру, выпускает серии носков в коллаборации с Третьяковской галереей. Дело в том, что по закону о музеях произведения искусства вообще и картины в частности являются народным достоянием, которое, по идее, можно использовать в дизайне, но с другой стороны, если произведение находится в музее, то все коммерческие права на него принадлежат этому музею. «Мы официально работаем с музеями, по оформленным договорам, но при этом носки, вдохновленные произведениями искусства, максимально переделываем, чтобы себя подстраховать», — объясняет Сергей Тонков.

Патентные тролли и прочие пираты

Эксперты говорят, что если у бизнеса только одно направление деятельности, его лучше защищать с помощью товарного знака: бизнес один раз понесет затраты, и в дальнейшем бренд точно будет защищен. «А если речь о коллекции изделий, то она лучше укладывается под защиту объектов авторского права или комбинацию того и другого», — объясняет Наталья Медик.

«Если вы увидели, что на маркетплейсе, на сайте «пиратят» ваш товар, то первое, что нужно сделать, — это зафиксировать факт пиратства: сделать скриншот или обратиться к нотариусу», — рекомендует юрист. Скриншот, как она объясняет, нужно делать так, чтобы на нем были видны дата и время, иначе он может быть оспорен.

Обращение к нотариусу — путь более сложный, но наиболее надежный. Когда факт пиратства зафиксировал нотариус, оспорить это фактически невозможно. Далее останется написать претензию тому, кто нарушил закон, и либо договариваться с ним о компенсации, либо идти в суд.

Правда, чаще всего, по словам производителей, удается договориться без суда. Но если до него доходит, ответственность для пиратов предусмотрена гражданско-правовая или административная, с компенсацией в размере до 5 млн рублей. «Ее определяет суд, исходя из характера нарушения. Иногда это двукратный размер стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак», — говорит Наталья Медик.

Показательный пример — недавний суд профессионального спортивного ателье «Арт-Блеск» против производителя одежды для танцоров «Танцующая Москва». Ателье без разрешения позаимствовало дизайн купальника, который «Арт-Блеск» выпустил специально для четырехкратной чемпионки мира по художественной гимнастике Александры Солдатовой. Суд взыскал 100 тыс. рублей в пользу правообладателя.

Или еще пример — зарубежный. Недавно американская компания Car-Freshner подала в суд на испанский модный дом Balenciaga, выпустивший кожаные брелоки для ключей в виде елочек. Car-Freshner заявила, что их дизайн и цвета скопированы с ароматизаторов-елочек, торговой маркой на которые компания владеет с 1952 года. На сайте Balenciaga при этом было указано, что их дизайн «вдохновлен автомобильными ароматизаторами». Брелоки-елочки продавались по $275 за штуку, ароматизаторы стоили около $3. Стороны подписали мировое соглашение, по которому Balenciaga обязался не вводить повторно в оборот брелоки без лицензии на дизайн от Car-Freshner. На уже проданные брелоки модный дом заплатил ретроактивный лицензионный сбор.

Правообладателю стоит знать, что если у него есть зарегистрированный товарный знак, но он его в течение 3 лет не использует или использует в кардинально другом виде, то его может оспорить и аннулировать другой предприниматель, зарегистрировав впоследствии как свой», — отмечает Наталья Медик.

Также можно бороться с так называемыми патентными троллями, регистрирующими товарные знаки в большом количестве и периодически оспаривающими их в суде. Если предприниматель своевременно не позаботился о защите товарного знака, и он оказался у такого тролля, иногда проще выкупить товарный знак, чтобы потом спокойно с ним работать.

По материалам дискуссии «Товарные знаки в моде», организованной журналом «Собака.ru»

ретейл бренды интеллектуальная собственность суды
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

С рынка Петербурга уйдет комбинат питания Евгения Пригожина
24.05.2024
Территорию тюрьмы «Кресты» перед продажей разделят на 8 участков
24.05.2024
За прошлый год в России было продано более 20 тыс. франшиз, из них лишь 8% - от иностранных компаний
24.05.2024
В Петербурге спрос на IT-ипотеку за год вырос в три раза и достиг 12,5% от общего объема
24.05.2024
Рабочую пятницу для российских женщин могут сократить на пару часов
24.05.2024
Эстонская компания Betoneks "списала с баланса" петербургское предприятие
23.05.2024
Исторический особняк на Садовой улице не смогли продать
23.05.2024
Градостроительный совет Ленобласти рекомендовал внести изменения в мастер-план развития Новосаратовки
23.05.2024
В Петербурге в День города не будет салюта
23.05.2024
Власти Ленобласти планируют построить развязку КАД в районе поселка Новоселье
23.05.2024
Петербург и Ленобласть вошли в российский топ-5 по развитию механизмов ГЧП
23.05.2024
Градсовет Ленобласти отправил на доработку изменения в генплан застройки поселка Новоселье
23.05.2024
Кредитный рейтинг Setl Group от АКРА подтвержден на уровне A(RU)
23.05.2024
Владимир Путин подписал указ о возможности изъятия американских активов
23.05.2024
Сроки сдачи ТРК "Голливуд" в Петербурге перенесли на 2025 год
23.05.2024
Замглавы Генштаба ВС РФ арестовали на два месяца по делу о крупной взятке
23.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки