Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции

С проблемой подделки брендов сталкиваются более 50% производителей. Пираты подделывают лекарства, пищевую продукцию, косметику, парфюмерию, детские товары. Но каждая пятая подделка в России приходится на товары легкой промышленности. «Новый проспект» узнал, как производитель может себя защитить.

Воруют всё 

В мире моды обувь, одежду или фурнитуру подделывают довольно часто. «За 5,5 лет существования компании мы столкнулись со многими случаями нарушения авторских прав: периодически мы находим производителя, который делает полную копию наших носков. Но обычно до суда не доходит. Достаточно написать пиратам-«контрафакерам» грамотное письмо, ссылаясь на все нужные статьи в гражданском и уголовном кодексах, и они соглашаются, что были неправы», — рассказал основатель бренда St.Friday Socks Сергей Тонков. По его словам, многие пираты — молодые дизайнеры и новички на рынке, они просто не понимают, что нарушают закон об авторском праве.

«90% «контрафакеров» вообще не понимают, что делают», — соглашается генеральный директор Monochrome Николай Богданович. Его компания также сталкивается с нарушениями как авторства, так и товарных знаков. «Копируют не только дизайн худи, которые производит Monochrome, но и уникальные цветовые оттенки изделий, и даже названия этих оттенков, которые придумываются в компании», — жалуется он.

Сохраняя уникальность

Наталия Медик, руководитель патентной практики Semenov & Pevzner, предлагает три механизма защиты от пиратов-«контрафакеров»: авторское право, патент на дизайн и товарные знаки. Каждый из них имеет свои нюансы, но каждый защищает интеллектуальную собственность производителя.

«Зарегистрированный товарный знак защищает и сохраняет уникальность продукта. Но кроме рычагов защиты он выступает каналом коммуникации с потребителем и обществом: когда мы смотрим на товарные знаки, сразу понимаем, какая компания стоит за ними. И это очень важно для позиционирования себя на рынке», — обращает внимание Анастасия Фомина, юрисконсульт Lamoda.

Чтобы защитить дизайн своих изделий, мы заключаем договоры со штатными дизайнерами и договоры по отчуждению прав с внештатными. На дизайн носков компания часто проводит конкурсы, и с каждым участником также заключает такие договоры. Были случаи, когда автор договор не подписывает, тогда эту модель мы снимаем с участия в конкурсе и не пускаем в производство», — объясняет Сергей Тонков.

Николаю Богдановичу, чтобы защититься от подражателей, в 2020 году пришлось видоизменить написание самого товарного знака Monochrome: «Для наших «контрафакеров» это добавило головной боли: все те тонны продукции, которые они у себя пошили, автоматически стали старым ненужным хламом», — говорит он.

С другой стороны, производителям также иногда приходится работать с правообладателями интеллектуальной собственности. St. Friday Socks, к примеру, выпускает серии носков в коллаборации с Третьяковской галереей. Дело в том, что по закону о музеях произведения искусства вообще и картины в частности являются народным достоянием, которое, по идее, можно использовать в дизайне, но с другой стороны, если произведение находится в музее, то все коммерческие права на него принадлежат этому музею. «Мы официально работаем с музеями, по оформленным договорам, но при этом носки, вдохновленные произведениями искусства, максимально переделываем, чтобы себя подстраховать», — объясняет Сергей Тонков.

Патентные тролли и прочие пираты

Эксперты говорят, что если у бизнеса только одно направление деятельности, его лучше защищать с помощью товарного знака: бизнес один раз понесет затраты, и в дальнейшем бренд точно будет защищен. «А если речь о коллекции изделий, то она лучше укладывается под защиту объектов авторского права или комбинацию того и другого», — объясняет Наталья Медик.

«Если вы увидели, что на маркетплейсе, на сайте «пиратят» ваш товар, то первое, что нужно сделать, — это зафиксировать факт пиратства: сделать скриншот или обратиться к нотариусу», — рекомендует юрист. Скриншот, как она объясняет, нужно делать так, чтобы на нем были видны дата и время, иначе он может быть оспорен.

Обращение к нотариусу — путь более сложный, но наиболее надежный. Когда факт пиратства зафиксировал нотариус, оспорить это фактически невозможно. Далее останется написать претензию тому, кто нарушил закон, и либо договариваться с ним о компенсации, либо идти в суд.

Правда, чаще всего, по словам производителей, удается договориться без суда. Но если до него доходит, ответственность для пиратов предусмотрена гражданско-правовая или административная, с компенсацией в размере до 5 млн рублей. «Ее определяет суд, исходя из характера нарушения. Иногда это двукратный размер стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак», — говорит Наталья Медик.

Показательный пример — недавний суд профессионального спортивного ателье «Арт-Блеск» против производителя одежды для танцоров «Танцующая Москва». Ателье без разрешения позаимствовало дизайн купальника, который «Арт-Блеск» выпустил специально для четырехкратной чемпионки мира по художественной гимнастике Александры Солдатовой. Суд взыскал 100 тыс. рублей в пользу правообладателя.

Или еще пример — зарубежный. Недавно американская компания Car-Freshner подала в суд на испанский модный дом Balenciaga, выпустивший кожаные брелоки для ключей в виде елочек. Car-Freshner заявила, что их дизайн и цвета скопированы с ароматизаторов-елочек, торговой маркой на которые компания владеет с 1952 года. На сайте Balenciaga при этом было указано, что их дизайн «вдохновлен автомобильными ароматизаторами». Брелоки-елочки продавались по $275 за штуку, ароматизаторы стоили около $3. Стороны подписали мировое соглашение, по которому Balenciaga обязался не вводить повторно в оборот брелоки без лицензии на дизайн от Car-Freshner. На уже проданные брелоки модный дом заплатил ретроактивный лицензионный сбор.

Правообладателю стоит знать, что если у него есть зарегистрированный товарный знак, но он его в течение 3 лет не использует или использует в кардинально другом виде, то его может оспорить и аннулировать другой предприниматель, зарегистрировав впоследствии как свой», — отмечает Наталья Медик.

Также можно бороться с так называемыми патентными троллями, регистрирующими товарные знаки в большом количестве и периодически оспаривающими их в суде. Если предприниматель своевременно не позаботился о защите товарного знака, и он оказался у такого тролля, иногда проще выкупить товарный знак, чтобы потом спокойно с ним работать.

По материалам дискуссии «Товарные знаки в моде», организованной журналом «Собака.ru»

Актуально сегодня