Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции
Новый проспект
Мнения

Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции

Прочитано: 778
Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции
С проблемой подделки брендов сталкиваются более 50% производителей. Пираты подделывают лекарства, пищевую продукцию, косметику, парфюмерию, детские товары. Но каждая пятая подделка в России приходится на товары легкой промышленности. «Новый проспект» узнал, как производитель может себя защитить.

Воруют всё 

В мире моды обувь, одежду или фурнитуру подделывают довольно часто. «За 5,5 лет существования компании мы столкнулись со многими случаями нарушения авторских прав: периодически мы находим производителя, который делает полную копию наших носков. Но обычно до суда не доходит. Достаточно написать пиратам-«контрафакерам» грамотное письмо, ссылаясь на все нужные статьи в гражданском и уголовном кодексах, и они соглашаются, что были неправы», — рассказал основатель бренда St.Friday Socks Сергей Тонков. По его словам, многие пираты — молодые дизайнеры и новички на рынке, они просто не понимают, что нарушают закон об авторском праве.

«90% «контрафакеров» вообще не понимают, что делают», — соглашается генеральный директор Monochrome Николай Богданович. Его компания также сталкивается с нарушениями как авторства, так и товарных знаков. «Копируют не только дизайн худи, которые производит Monochrome, но и уникальные цветовые оттенки изделий, и даже названия этих оттенков, которые придумываются в компании», — жалуется он.

Сохраняя уникальность

Наталия Медик, руководитель патентной практики Semenov & Pevzner, предлагает три механизма защиты от пиратов-«контрафакеров»: авторское право, патент на дизайн и товарные знаки. Каждый из них имеет свои нюансы, но каждый защищает интеллектуальную собственность производителя.

«Зарегистрированный товарный знак защищает и сохраняет уникальность продукта. Но кроме рычагов защиты он выступает каналом коммуникации с потребителем и обществом: когда мы смотрим на товарные знаки, сразу понимаем, какая компания стоит за ними. И это очень важно для позиционирования себя на рынке», — обращает внимание Анастасия Фомина, юрисконсульт Lamoda.

Чтобы защитить дизайн своих изделий, мы заключаем договоры со штатными дизайнерами и договоры по отчуждению прав с внештатными. На дизайн носков компания часто проводит конкурсы, и с каждым участником также заключает такие договоры. Были случаи, когда автор договор не подписывает, тогда эту модель мы снимаем с участия в конкурсе и не пускаем в производство», — объясняет Сергей Тонков.

Николаю Богдановичу, чтобы защититься от подражателей, в 2020 году пришлось видоизменить написание самого товарного знака Monochrome: «Для наших «контрафакеров» это добавило головной боли: все те тонны продукции, которые они у себя пошили, автоматически стали старым ненужным хламом», — говорит он.

С другой стороны, производителям также иногда приходится работать с правообладателями интеллектуальной собственности. St. Friday Socks, к примеру, выпускает серии носков в коллаборации с Третьяковской галереей. Дело в том, что по закону о музеях произведения искусства вообще и картины в частности являются народным достоянием, которое, по идее, можно использовать в дизайне, но с другой стороны, если произведение находится в музее, то все коммерческие права на него принадлежат этому музею. «Мы официально работаем с музеями, по оформленным договорам, но при этом носки, вдохновленные произведениями искусства, максимально переделываем, чтобы себя подстраховать», — объясняет Сергей Тонков.

Патентные тролли и прочие пираты

Эксперты говорят, что если у бизнеса только одно направление деятельности, его лучше защищать с помощью товарного знака: бизнес один раз понесет затраты, и в дальнейшем бренд точно будет защищен. «А если речь о коллекции изделий, то она лучше укладывается под защиту объектов авторского права или комбинацию того и другого», — объясняет Наталья Медик.

«Если вы увидели, что на маркетплейсе, на сайте «пиратят» ваш товар, то первое, что нужно сделать, — это зафиксировать факт пиратства: сделать скриншот или обратиться к нотариусу», — рекомендует юрист. Скриншот, как она объясняет, нужно делать так, чтобы на нем были видны дата и время, иначе он может быть оспорен.

Обращение к нотариусу — путь более сложный, но наиболее надежный. Когда факт пиратства зафиксировал нотариус, оспорить это фактически невозможно. Далее останется написать претензию тому, кто нарушил закон, и либо договариваться с ним о компенсации, либо идти в суд.

Правда, чаще всего, по словам производителей, удается договориться без суда. Но если до него доходит, ответственность для пиратов предусмотрена гражданско-правовая или административная, с компенсацией в размере до 5 млн рублей. «Ее определяет суд, исходя из характера нарушения. Иногда это двукратный размер стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак», — говорит Наталья Медик.

Показательный пример — недавний суд профессионального спортивного ателье «Арт-Блеск» против производителя одежды для танцоров «Танцующая Москва». Ателье без разрешения позаимствовало дизайн купальника, который «Арт-Блеск» выпустил специально для четырехкратной чемпионки мира по художественной гимнастике Александры Солдатовой. Суд взыскал 100 тыс. рублей в пользу правообладателя.

Или еще пример — зарубежный. Недавно американская компания Car-Freshner подала в суд на испанский модный дом Balenciaga, выпустивший кожаные брелоки для ключей в виде елочек. Car-Freshner заявила, что их дизайн и цвета скопированы с ароматизаторов-елочек, торговой маркой на которые компания владеет с 1952 года. На сайте Balenciaga при этом было указано, что их дизайн «вдохновлен автомобильными ароматизаторами». Брелоки-елочки продавались по $275 за штуку, ароматизаторы стоили около $3. Стороны подписали мировое соглашение, по которому Balenciaga обязался не вводить повторно в оборот брелоки без лицензии на дизайн от Car-Freshner. На уже проданные брелоки модный дом заплатил ретроактивный лицензионный сбор.

Правообладателю стоит знать, что если у него есть зарегистрированный товарный знак, но он его в течение 3 лет не использует или использует в кардинально другом виде, то его может оспорить и аннулировать другой предприниматель, зарегистрировав впоследствии как свой», — отмечает Наталья Медик.

Также можно бороться с так называемыми патентными троллями, регистрирующими товарные знаки в большом количестве и периодически оспаривающими их в суде. Если предприниматель своевременно не позаботился о защите товарного знака, и он оказался у такого тролля, иногда проще выкупить товарный знак, чтобы потом спокойно с ним работать.

По материалам дискуссии «Товарные знаки в моде», организованной журналом «Собака.ru»

ретейл бренды интеллектуальная собственность суды
Другие статьи автора Читайте также по теме
Собственник торговой DIY-сети «Вимос» Владимир Гурьев рассказал «Новому проспекту» о планах развития в торговле и производстве, вспомнил «лихие 90-е», объяснил, почему не планирует выход за пределы Северо-Запада и как в делах помогает охота.
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки