Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции
Новый проспект
Мнения

Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции

Прочитано: 228
Имя как защита. Как производители борются с подделками продукции
С проблемой подделки брендов сталкиваются более 50% производителей. Пираты подделывают лекарства, пищевую продукцию, косметику, парфюмерию, детские товары. Но каждая пятая подделка в России приходится на товары легкой промышленности. «Новый проспект» узнал, как производитель может себя защитить.

Воруют всё 

В мире моды обувь, одежду или фурнитуру подделывают довольно часто. «За 5,5 лет существования компании мы столкнулись со многими случаями нарушения авторских прав: периодически мы находим производителя, который делает полную копию наших носков. Но обычно до суда не доходит. Достаточно написать пиратам-«контрафакерам» грамотное письмо, ссылаясь на все нужные статьи в гражданском и уголовном кодексах, и они соглашаются, что были неправы», — рассказал основатель бренда St.Friday Socks Сергей Тонков. По его словам, многие пираты — молодые дизайнеры и новички на рынке, они просто не понимают, что нарушают закон об авторском праве.

«90% «контрафакеров» вообще не понимают, что делают», — соглашается генеральный директор Monochrome Николай Богданович. Его компания также сталкивается с нарушениями как авторства, так и товарных знаков. «Копируют не только дизайн худи, которые производит Monochrome, но и уникальные цветовые оттенки изделий, и даже названия этих оттенков, которые придумываются в компании», — жалуется он.

Сохраняя уникальность

Наталия Медик, руководитель патентной практики Semenov & Pevzner, предлагает три механизма защиты от пиратов-«контрафакеров»: авторское право, патент на дизайн и товарные знаки. Каждый из них имеет свои нюансы, но каждый защищает интеллектуальную собственность производителя.

«Зарегистрированный товарный знак защищает и сохраняет уникальность продукта. Но кроме рычагов защиты он выступает каналом коммуникации с потребителем и обществом: когда мы смотрим на товарные знаки, сразу понимаем, какая компания стоит за ними. И это очень важно для позиционирования себя на рынке», — обращает внимание Анастасия Фомина, юрисконсульт Lamoda.

Чтобы защитить дизайн своих изделий, мы заключаем договоры со штатными дизайнерами и договоры по отчуждению прав с внештатными. На дизайн носков компания часто проводит конкурсы, и с каждым участником также заключает такие договоры. Были случаи, когда автор договор не подписывает, тогда эту модель мы снимаем с участия в конкурсе и не пускаем в производство», — объясняет Сергей Тонков.

Николаю Богдановичу, чтобы защититься от подражателей, в 2020 году пришлось видоизменить написание самого товарного знака Monochrome: «Для наших «контрафакеров» это добавило головной боли: все те тонны продукции, которые они у себя пошили, автоматически стали старым ненужным хламом», — говорит он.

С другой стороны, производителям также иногда приходится работать с правообладателями интеллектуальной собственности. St. Friday Socks, к примеру, выпускает серии носков в коллаборации с Третьяковской галереей. Дело в том, что по закону о музеях произведения искусства вообще и картины в частности являются народным достоянием, которое, по идее, можно использовать в дизайне, но с другой стороны, если произведение находится в музее, то все коммерческие права на него принадлежат этому музею. «Мы официально работаем с музеями, по оформленным договорам, но при этом носки, вдохновленные произведениями искусства, максимально переделываем, чтобы себя подстраховать», — объясняет Сергей Тонков.

Патентные тролли и прочие пираты

Эксперты говорят, что если у бизнеса только одно направление деятельности, его лучше защищать с помощью товарного знака: бизнес один раз понесет затраты, и в дальнейшем бренд точно будет защищен. «А если речь о коллекции изделий, то она лучше укладывается под защиту объектов авторского права или комбинацию того и другого», — объясняет Наталья Медик.

«Если вы увидели, что на маркетплейсе, на сайте «пиратят» ваш товар, то первое, что нужно сделать, — это зафиксировать факт пиратства: сделать скриншот или обратиться к нотариусу», — рекомендует юрист. Скриншот, как она объясняет, нужно делать так, чтобы на нем были видны дата и время, иначе он может быть оспорен.

Обращение к нотариусу — путь более сложный, но наиболее надежный. Когда факт пиратства зафиксировал нотариус, оспорить это фактически невозможно. Далее останется написать претензию тому, кто нарушил закон, и либо договариваться с ним о компенсации, либо идти в суд.

Правда, чаще всего, по словам производителей, удается договориться без суда. Но если до него доходит, ответственность для пиратов предусмотрена гражданско-правовая или административная, с компенсацией в размере до 5 млн рублей. «Ее определяет суд, исходя из характера нарушения. Иногда это двукратный размер стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак», — говорит Наталья Медик.

Показательный пример — недавний суд профессионального спортивного ателье «Арт-Блеск» против производителя одежды для танцоров «Танцующая Москва». Ателье без разрешения позаимствовало дизайн купальника, который «Арт-Блеск» выпустил специально для четырехкратной чемпионки мира по художественной гимнастике Александры Солдатовой. Суд взыскал 100 тыс. рублей в пользу правообладателя.

Или еще пример — зарубежный. Недавно американская компания Car-Freshner подала в суд на испанский модный дом Balenciaga, выпустивший кожаные брелоки для ключей в виде елочек. Car-Freshner заявила, что их дизайн и цвета скопированы с ароматизаторов-елочек, торговой маркой на которые компания владеет с 1952 года. На сайте Balenciaga при этом было указано, что их дизайн «вдохновлен автомобильными ароматизаторами». Брелоки-елочки продавались по $275 за штуку, ароматизаторы стоили около $3. Стороны подписали мировое соглашение, по которому Balenciaga обязался не вводить повторно в оборот брелоки без лицензии на дизайн от Car-Freshner. На уже проданные брелоки модный дом заплатил ретроактивный лицензионный сбор.

Правообладателю стоит знать, что если у него есть зарегистрированный товарный знак, но он его в течение 3 лет не использует или использует в кардинально другом виде, то его может оспорить и аннулировать другой предприниматель, зарегистрировав впоследствии как свой», — отмечает Наталья Медик.

Также можно бороться с так называемыми патентными троллями, регистрирующими товарные знаки в большом количестве и периодически оспаривающими их в суде. Если предприниматель своевременно не позаботился о защите товарного знака, и он оказался у такого тролля, иногда проще выкупить товарный знак, чтобы потом спокойно с ним работать.

По материалам дискуссии «Товарные знаки в моде», организованной журналом «Собака.ru»

ретейл бренды интеллектуальная собственность суды
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чунь Ли, генеральный директор Lazada, одного из ведущих маркетплейсов Юго-Восточной Азии, рассказал о Великой онлайн-миграции — азиатском опыте перехода торговли от офлайн-продаж к онлайну.
Чунь Ли 15.09.2021
Если тебя нет на маркетплейсе, тебя просто нет — такова действительность российского fashion-ретейла. Как стать игроком на этом рынке, рассказывает главный консультант по бизнес-технологиям в ретейле компании Fashion Consulting Group Наталья Чинёнова.
Объемы онлайн-доставки продуктов питания после взлета в 2020 году не снизились, как ожидалось, а возросли: за первое полугодие 2021 года результаты продаж продуктов онлайн оказались сопоставимы с показателями за весь 2020 год.

Apple объяснила удаление приложения "Навальный" из App Store
17.09.2021
Венедиктов сообщил о ddos-атаках на московскую систему онлайн-голосования
17.09.2021
Дорожные работы перекроют все съезды на развязке КАД у Мурино
17.09.2021
Десятидневные новогодние каникулы ждут россиян в 2022 году
17.09.2021
Названы сроки начала производства нового российского истребителя Checkmate
17.09.2021
Набиуллина прогнозирует годовую инфляцию в сентябре "где-то в районе" 7%
17.09.2021
Генсек ООН призвал ввести исключения из некоторых санкций против талибов
17.09.2021
"Россeти Ленэнерго" возьмут новый кредит на 32 млрд рублей
17.09.2021
Все педагоги Петербурга получили единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей
17.09.2021
В Петербурге изменят границы некоторых районов
17.09.2021
РАД выставил на продажу часть здания Мытного двора
17.09.2021
В Ботаническом саду СПбГУ открылся "Японский сад"
17.09.2021
Суд отказал историку Соколову в общественном защитнике при апелляции
17.09.2021
Петербуржцы смогут подать документы на туристическую визу в Ирландию
17.09.2021
Фрагмент прижизненного портрета Екатерины I пополнил коллекцию "Царского Села"
17.09.2021
В Петербурге из-за всплеска ОРВИ на дистанционку отправили почти 50 классов
17.09.2021
Клим Шипенко рассказал о главной трудности в подготовке к космическому полету
17.09.2021
Кампус ВШМ СПбГУ расширят до Финского залива
17.09.2021
В конце сентября петербуржцы все-таки прочувствуют бабье лето
17.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки