Илья Шатилин: "Никто не хочет брать на себя ответственность за возможные авиаинциденты"
Новый проспект
Мнения

Илья Шатилин: "Никто не хочет брать на себя ответственность за возможные авиаинциденты"

Прочитано: 1253

Илья Шатилин, авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers, рассказал «Новому проспекту», чем грозит российской авиации лишение пассажирских судов сертификатов летной годности, почему самолеты российских авиакомпаний могут задержать в любом аэропорту мира и чем опасны серые схемы поставок запчастей для воздушных судов.

Премьер Мишустин на днях прямо заявил, что правительство поможет российским авиакомпаниям сохранить имеющийся лизинговый флот. Вероятнее всего, имущество иностранных лизингодателей будет реквизировано. Однако никаких живых денег (более 500 эксплуатируемых самолётов оцениваются примерно в $ 10 млрд, из них около 250 принадлежат европейским лессорам, прямо попавшим под санкции) никто не заплатит из-за заморозки золотовалютных резервов России и санкций против российских банков.

Как и в какие сроки лизингодатели потом смогут истребовать причитающиеся им суммы, станет уже их собственной проблемой, которая, возможно, приблизит снятие санкций. К кому перейдут права собственности на самолёты в России и сколько авиакомпании будут платить за их эксплуатацию — вопрос технический и вторичный.

На этих самолётах Росавиация уже не рекомендует летать за границу, потому что представители лизингодателей в соответствии с Кейптаунской конвенцией о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Россия также подписала её) могут арестовать борта практически в любом аэропорту мира, кроме совсем уж банановых республик (что, собственно, уже и происходит). Многие из крупных авиакомпаний РФ уже потеряли хотя бы по одному самолёту: «Аэрофлот», «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Nordwind…

Но, допустим, можно летать только на внутренних рейсах, чтобы самолёты не забрали. И ещё почти 300 машин — это самолёты российских и неевропейских лизингодателей, на которых можно летать за границу (если решить проблему со страхованием).

Главная же беда не в этом, а в том, что непонятно, кто и как их будет обслуживать воздушные суда: поставки запчастей и доступ к документации производителей прекращены из-за санкций. Прекращены они скорее де-юре. Де-факто их, вероятно, можно будет получать через третьи страны по серым схемам, что просто увеличит сроки поставки (с нынешнего 1 дня до примерно 1 недели) и уменьшит налёт воздушных судов.

Казалось бы, проблема решена? Нет. Потому что сейчас подавляющее большинство самолётов иностранного производства ещё и зарегистрированы в реестрах других стран — Бермудских островов и Ирландии. И именно авиационные власти этих стран выдают им сертификаты лётной годности. Этот феномен «бермудофлота» вызван тем, что в России долгое время стандарты поддержания лётной годности были фактически советским наследием и отличались от мировых; российские стандарты не признавали за рубежом, и, чтобы передать борт после российского эксплуатанта в другую страну, приходилось бы проводить дорогостоящее техобслуживание с фактическим получением сертификата летной годности с нуля. Поэтому лизингодатели, как правило, не разрешали регистрировать самолёты в российском реестре. Практически все иностранные самолёты в отечественном реестре — это, во-первых, собственность авиакомпаний, а не лизинговые машины, во-вторых, довольно возрастные самолёты, которые после российского эксплуатанта либо отправляются в металлолом, либо переделываются в грузовые (а там в любом случае надо получать новый сертификат). Лишь в конце 2021 года российские стандарты поддержания лётной годности были гармонизированы с европейскими, но в силу они вступают только с сентября 2022 года.

Будут ли Бермуды и Ирландия продлевать сертификаты летной годности или хотя бы не отзывать действующие, зная, что запчасти поставляются по серым схемам? До вчерашнего дня этот вопрос был риторическим. Но 13 марта управление гражданской авиации Бермудских островов заявило о приостановке сертификатов летной годности самолётов, которые эксплуатируются в России. Без них лайнерам запрещено подниматься в воздух.

Чтобы не оставить иностранный флот без сертификатов, правительство подготовило проект постановления о нивелировании последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации в части функционирования гражданской авиации. Он предполагает постановку самолётов в российский реестр за 5 дней и продление даже истекших сертификатов, выданных иностранными государствами. То есть сертификат летной годности в любом случае автоматически будет у всех, это практически как «удалённое» прохождение техосмотра на автомобиль.

«Важно понимать, что это создаёт реальную угрозу безопасности полётов, и мы видим, как не желающие брать на себя ответственность за это топ-менеджеры авиакомпаний покидают свои посты», — прокомментировал источник в одном из российских перевозчиков. Угроза эта, впрочем, больше юридическая, потому что никто в авиакомпаниях не хочет брать на себя ответственность за гипотетически возможные авиаинциденты, связанные с отказом техники, ведь накажут не Мишустина.

Авиакомпания «Атран» (занимается грузовыми перевозками, эксплуатировала шесть Boeing 737-800 от ирландской Aercap и три Boeing 737-400 от американской Vx Capital Partners) стала первой, кто с 6 марта остановил все рейсы, сославшись на то, что перевод самолётов в российский реестр оценён как небезопасная эксплуатация воздушных средств с большими рисками по обеспечению безопасности полётов. 10% лётного состава будет уволено, 90% отправлено в административные (неоплачиваемые) отпуска.

Между тем AZUR Air, имеющая четыре собственных самолёта (Boeing 757-200 и 767-300) в российском реестре, объявила о том, что переведёт ещё несколько машин в российский реестр для продолжения полётов. Сколько их будет и за счёт каких средств они будут выкуплены, не уточняется. Всего у перевозчика 33 самолёта.

авиация санкции
Другие статьи автора Читайте также по теме
Компромисс между Москвой, Вильнюсом и Брюсселем по проблеме транзита российских грузов железнодорожным транспортом через Литву в Калининград может быть достигнут до 10 июля.
30.06.2022
Наталья Дятлова, партнёр, руководитель группы по международным проектам Maxima Legal, рассказала «Новому проспекту» какие преференции дает бизнесу схема работы через офшоры и почему многие из этих выгод в последнее время потеряли свою привлекательность.

Управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg Кирилл Лапин рассказал «Новому проспекту» как спецоперация изменила отношение иностранцев к российским проектам и почему наши бизнесмены токсичны для европейцев.


Сбербанк вслед за "Газпромом" отказался от выплаты дивидендов
30.06.2022
До конца 2022 года ГИБДД планирует ввести в России электронные водительские удостоверения
30.06.2022
Транзит в Калининград через Литву может вернуться уже в июле
30.06.2022
Акции "Газпрома" рухнули после отказа от выплаты дивидендов
30.06.2022
Honor прекратил прямые поставки смартфонов в Россию и ищет обходные пути
30.06.2022
ЕС с 2035 года откажется от новых автомобилей на бензине и дизеле
29.06.2022
Петербургский парламент разрешил губернатору Петербурга избираться без ограничений по количеству сроков
29.06.2022
Адвоката Ивана Сафронова отправили на 2 месяца в СИЗО по делу о фейках про российских военных
29.06.2022
США увеличат контингент в Европе и создадут штаб в Польше
29.06.2022
Россия и Украина обменялись военнопленными, в том числе с "Азовстали", несмотря на мнение депутатов
29.06.2022
«Значительная и непосредственная угроза». Страны НАТО договорились, как воспринимать Россию
29.06.2022
Независимость ДНР и ЛНР признала Сирия
29.06.2022
Госдума приняла новый закон об иноагентах. В список включат тех, кто "под иностранным влиянием"
29.06.2022
Норвегия отказала в пропуске российских грузов на Шпицберген
29.06.2022
Председателем французского парламента впервые избрали женщину
29.06.2022
Итальянский премьер-министр рассказал, что власти Индонезии исключают личное присутствие Путина на G20
29.06.2022
«Роскосмос» подвергся DDoS-атаке после публикации спутниковых снимков и координат «центров принятия решений» НАТО
29.06.2022
Сервисы ремонта смартфонов и ноутбуков в России разбирают на запчасти новые гаджеты из-за дефицита комплектующих
29.06.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки