Игры кончились. Что происходит с рынком товаров для взрослых на фоне пандемии
Я не сторонник теории заговоров, но если предположить, что существует тайное мировое правительство, то, судя по всему, оно неслабо так вложилось в информационные технологии и решило резко ускорить их окупаемость. Такого удара по офлайн-сегменту до сей поры просто не было.
Не знаю, как в других областях, но на нашем рынке смещение покупательского спроса к интернет-ресурсам переходило долго, мучительно и печально. Да, молодое поколение предпринимателей старалось изо всех сил. Хорошие фотографии, видео обзоры, эти, как их… блогеры — все старались переманить покупателей из магазинов и торговых центров в интернет-пространство. Покупатель не переманивался. Ну разве что только тот, который следил за деятельностью блогеров, то есть с низкой покупательской способностью.
Предвосхищая нападки инстаграмщиков, сразу поясню свое мнение. На мой взгляд, приобретать вибратор, который понравился девушке с большим количеством подписчиков, могут исключительно люди с низким уровнем критического мышления. А они, опять же, по моему мнению, не в состоянии быть успешными. Это ведь как с очками: линзы на минус три диоптрии могут изумительно выглядеть, но далеко не всем подходить. Поэтому до пандемии офлайн-сегмент уверенно доминировал. Прийти, потрогать, поговорить, посмотреть. Это важно для нашего покупателя.
Здесь я тоже вынужден сделать отступление. Самый часто задаваемый вопрос представителям секс-индустрии: вы испытывали на себе все девайсы? Да, испытывали. Мы же ездим на выставки, проводим переговоры на фабриках, оцениваем новинки. Но совершенно не в том смысле. Наши профессиональные выставки даже близко не напоминают оргии. Хотя лично я был бы и не против. Это внесло бы определенное разнообразие. На профессиональных стендах нет кабинок для уединения, зато есть профессиональные секреты. Качество любрикантов, например, оценивается при помощи пальцев рук и секундомера. А режимы вибрации — кончиком носа. Невероятно чувствительная часть тела, которая, к сожалению, теряет свои свойства, если ее приложить не к изделию, а к экрану компьютера или смартфона.
Однако пандемия сделала свое дело. Работа офлайн-магазинов оказалась под запретом, и большая часть потребителей действительно ушла в интернет. Заявления крупных игроков онлайн-торговли о взрывном росте выручек в нашем сегменте — правда. Часть покупателей отправилась в аптеки. Аптекари уже давно балансируют на грани фола, стремясь расширить свой ассортимент товарами категории 18+ и при этом сохранить доступ без возрастных ограничений. Я уже не раз публично выступал на эту тему, потому что не могу понять, как в нашей прекрасной стране совмещаются наличие интимных любрикантов в свободной продаже и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В начале апреля, когда объявили «временные ограничения за счет работодателя», каждый оператор рынка начал реализовывать свою стратегию выживания. Бизнес отказывался умирать, несмотря на приказ сверху. Обнаружились три основные стратегии. Первая стратегия — резкое развитие собственного интернет ресурса. Стратегия не очень успешная: крайне сложно и дорого за месяц вывести сайт в топ основных поисковиков, да еще имея зарплатную нагрузку. Вторая — продолжить работу, увеличив ассортимент товаров первой необходимости. Эта стратегия была возможна в тех регионах, которые не ограничивали работу объектов розничной торговли «исключительно» товарами первой необходимости. Это не Москва и не Санкт-Петербург. Ну и третья стратегия — уйти в подполье.
Я понимаю, что за последние 25 лет выросло целое поколение коммерсантов, но вводить запреты на ведение бизнеса в стране, где почти 70 лет бизнес существовал подпольно — выше моего понимания. В СССР существовали рынок недвижимости, валютный рынок, антикварный рынок, рынок продуктов питания и товаров легкой промышленности, рынок сексуальных услуг — и всё это подпольно. За незаконные валютные операции существовали санкции вплоть до высшей меры. И люди работали.
По моим оценкам, в апреле-мае 2020 года работу продолжили процентов двадцать розничных объектов. И причиной тому отнюдь не ковид-диссидентство, а исключительно позиция арендодателей, которые в большинстве своем требовали уплаты 50% арендной платы за вышеуказанные месяцы. Не раз и не два мне приходилось вести диалог:
— Что значит вы не работаете? Вам же разрешили торговать по интернету!
— А вам разрешили предоставлять гостиничные и финансовые услуги. И даже создать на ваших площадях религиозную организацию.
Объяснить людям, жаждущим денег, что торговля с использованием и без использования торгового зала — это два принципиально разных бизнеса, оказывалось крайне затруднительно. Хотя у этих видов деятельности даже ОКВЭДы разные, не говоря уже про специфику.
На сегодняшний день средние показатели по выручке составляют примерно 30% от аналогичного периода прошлого года. Сказываются отсутствие туристов, падение покупательной способности, растущая безработица и всё еще действующие ограничения для иных сфер бизнеса. В ближайшей перспективе можно ожидать закрытия или смены дислокации торговых объектов. Многое будет зависеть от позиции арендодателей. Уже появилась тенденция к попыткам сохранить докризисный уровень арендных ставок. Таких собственников, боюсь, будет ожидать жестокое разочарование.
Ближайшие несколько месяцев, скорее всего, сохранится смещение потребительского спроса в сторону интернет-сегмента. В силу, повторюсь, поэтапности снятия ограничений. Ну и, безо всякого сомнения, наметится тенденция смещения спроса в сторону продукции отечественных производителей в силу увеличения курса основных валют. Так происходило в прошлые кризисы, произойдет и в этот раз. Два месяца оптовые компании поддерживали спрос за счет ранее ввезенного товара, и скоро потребуется восполнение запасов. Думаю, что оптовики будут отдавать предпочтение продукции известных брендов. Новинки следует ожидать ближе к новогодним праздникам.
Когда восстановится докризисный оборот офлайн-сегмента, судить не берусь. Может быть, уже и никогда.
Но самой главной тенденцией для индустрии я считаю тот факт, что секс не признали главным источником заражения, хотя могли. В Бельгии, например, даже была шутка: якобы министр здравоохранения Мэгги де Блок ввела запрет на сексуальные действия трех и более человек в закрытых помещениях. У нас в закрытых помещениях запретили только есть, заниматься спортом и покупать товары не первой необходимости. А значит, индустрия выживет. И это обнадеживает.