Игорь Кузьмин: «Нынешние тарифы недостаточно высокие»
Фото: rosseti-lenenergo.ru
Игорь Кузьмин, генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго», рассказал, как найти баланс между оптимальным уровнем тарифа и эффективным расходованием привлеченных денег, почему в Петербурге и Ленобласти разные расходы на сетевое хозяйство и насколько удалось сократить среднее время отключения электричества в этих субъектах по сравнению с нормативом.
Ленинградская энергосистема является старейшей в стране. Ее история ведется с основанного в 1886 году Общества электрического освещения. Многое, что происходило в энергетике России, начиналось здесь: у нас рождались и разрабатывались лучшие практики, которые потом распространялись на всю страну.
Мы всегда чувствуем поддержку субъектов регионов присутствия, Петербурга и Ленинградской области. Структура акционерного капитала у нас такова, что мы фактически компания с государственным участием, у нас больше 68% капитала принадлежит государственной компании «Россети» и почти 30% — правительству Петербурга. Такая структура предполагает партнерские взаимоотношения с тарифными органами и с правительством по установлению того уровня надежности, который хотел бы у себя иметь потребитель.
Действительный уровень износа сетей составляет сейчас порядка 50%. И это на самом деле не самые плохие цифры. Надо отдать должное, у нас регионы присутствия компании экономически развиты, они понимают важность энергетики как системообразующей отрасли для жизни и деятельности и всегда поддерживают нас в том, чтобы мы могли обеспечить приемлемый уровень надежности. Таким образом, уровень надежности — это вопрос инвестиций и операционных расходов, которые несет компания, и это вопрос договорной.
Сети во многих субъектах строились в соответствии с прежними нормативами: допустимый перерыв электроснабжения составлял 24 часа. Но мы все знаем, что ожидания и требования сегодняшнего потребителя не соответствуют этой цифре. Поэтому мы стараемся найти баланс между оптимальным уровнем тарифа, который устанавливает регион, и максимально эффективным использованием инвестиционных и операционных затрат, заложенных в тарифы на передачу электроэнергии.
Приведу пример. У нас производственная программа по техническому обслуживанию и ремонту на этот год превышает 5 млрд рублей. Из них 2,8 млрд рублей распределены на Петербург, а 2,4 млрд рублей — на Ленобласть. Инвестиционная программа делится у нас в другой пропорции: гораздо больший объем (32 млрд рублей) идет на Петербург, и около 12 млрд рублей — на Ленобласть. Это позволяет проводить мероприятия по техническому обслуживанию более 120 кабельных линий и более 1 тыс. трансформаторных подстанций в городе, более 1,2 тыс. подстанций в области.
Суммарная протяженность сетей компании превышает 80 тыс. км. На секундочку, это более двух экваторов Земли! Такая протяженность сетей требует непрестанного внимания и вложений. И вот благодаря существующему взаимодействию энергосетевой компании и властей регионов присутствия, по статистике, а она вещь упрямая, нам уже третий год удается поддерживать среднее время отключения электричества на уровне 48 минут в Петербурге. В Ленобласти этот показатель составляет 90 минут — больше, чем в городе, из-за того, что сельские сети построены по другому принципу. Мы внедряем и технические инновации, но опять же в объемах заложенных инвестиций.
Почему важна сбалансированная политика? Клиентоориентированность — не просто слово. Потребители сейчас оценивают нас не по цифрам и объемам инвестпрограмм, а по уровню удовлетворения от оказанной услуги. Безусловно, мы стараемся соответствовать чаяниям потребителей, и это требует баланса и самого умения его поддерживать. Тарифные органы и власти регионов хвалить, наверное, с нашей стороны не совсем корректно, потому что это всегда спор. Мы друг другу должны доказать свои намерения в рамках дискуссии, причем соблюдая законодательство, и в итоге должны договориться о том уровне надежности электроснабжения, который компания должна обеспечивать, одновременно соблюдая ряд социально-экономических требований и баланс во взаимоотношениях с властью и потребителями. Я считаю, что этот баланс в регионах присутствия нашей компании соблюдается. И благодаря этому мы продолжаем работать над повышением качества оказываемых услуг — стремиться всегда есть куда.
Да, есть миллионы аргументов в пользу того, что нынешние тарифы недостаточно высокие, и для того, чтобы работать с имеющимся износом для поддержания оптимального уровня надежности, средств надо больше. Но вернусь к тому, что мы госкомпания, мы понимаем государственные задачи и действуем в рамках дозволенного законодательством.
Взять тот же вопрос перекрестного субсидирования. С одной стороны, его параметры устанавливаются регулирующими органами, Федеральной антимонопольной службой и региональными энергетическими комиссиями. Это сложный многофакторный расчет, который базируется на том, что определенный уровень расходов населения на коммунальные услуги должен сохраняться. С другой стороны, социальная ответственность крупного бизнеса, на который неким образом перекладывается обязанность субсидирования тарифной ставки для населения, должна быть разумной, такой, чтобы бизнес оставался рентабельным. Нам, как сетевикам, не очень нравится, когда крупные собственники принимают решения об уходе на изолированную работу, на собственную генерацию для того, чтобы избавить себя от обязанности платить за чужое энергопотребление и ограничить влияние фактора перекрестного субсидирования. Уход на собственную генерацию чреват и для регионов, у которых возникает (и, как правило, только нарастает) диспропорция по обязательствам в рамках перекрестного субсидирования.
Отрадно, что в Петербурге это проявляется не так ярко. Возможно, это связано с тем, что в городе подавляющее большинство потребителей получают электроэнергию посредством компании «Россети Ленэнерго».
А вот в той же Ленобласти конкуренция между сетевыми компаниями более развита. Возможно, влияют и какие-то другие факторы. А мы, как естественная монополия, живем в тарифах, которые нам устанавливают регулирующие органы, и стараемся наиболее эффективно потратить каждый полученный от потребителя рубль — другого не дано.
Мнение высказано в рамках XII Российского международного энергетического форума