Евгений Щепелин, независимый эксперт, глава наблюдательного совета маркетплейса WEE (non-food-маркетплейс быстрой доставки) в ОАЭ, экс-председатель совета директоров «СберМегаМаркета», экс-коммерческий директор «Яндекс Маркета»:
— В качестве трендов я назвал бы два слова: перераспределение и замещение. Я давно говорю о том, что электронной коммерции в чистом виде уже давно нет: есть множество каналов, которые взаимодействуют с покупателем, и сегодня происходит именно канальное перераспределение.
Я бы не стал связывать рынок со средним чеком. Как человек со стороны маркетплейсов, я очень хорошо знаю, что средний чек — это чаще всего лишь манипуляция ассортиментной матрицей. Пришло тебе больше FMCG — чек упал. Это не означает, что люди стали покупать меньше. По количеству посылок они стали покупать больше, да и частотность у них выросла. Поэтому всё, что показывает рост выше инфляции, — это всегда перераспределение: кто-то теряет, а кто-то находит.
А вот история с замещением интересная. Я разговариваю со многими ретейлерами, и они начинают смотреть в смежные ниши, которые освободились — и с точки зрения производства, и с точки зрения закупки и продажи, и с точки зрения новых брендов, ассортимента, чтобы заместить те товары, которые покинули рынок. И у них это получается.
Единственное, что очень важно для ретейлера и для предпринимателя в целом, — это гибкий ум, способность смотреть на новые каналы, которые раньше он игнорировал. Вот основная борьба будет происходить там.