И даже в области туризма мы впереди планеты всей
Новый проспект
Мнения

И даже в области туризма мы впереди планеты всей

Прочитано: 276

Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ

Сергей Георгиевский, соучредитель группы компаний «ЦЕНТР», рассказал, почему туристическая отрасль в России восстанавливается быстрее, чем во многих других странах, какие регионы лидируют по числу оригинальных турпредложений, чего хотят наши туристы, что такое воркейшн и в чём основные ошибки создателей современных турмаршрутов.

По данным Всемирной туристской организации ООН, коронавирус привел к спаду числа путешествий на 70-75%. Одним из ключевых российских трендов в 2021 году продолжает оставаться переориентация на поездки внутри страны. Сопоставляя отчетные данные по регионам — лидерам в сфере туризма, в 2019 году турпоток и объём оказанных услуг с учётом смежных отраслей (расходы туристов на проживание, питание, транспорт, покупки и развлечения) увеличился примерно на 14-20%. Турпоток в 2020 году был на 40-50% ниже показателей допандемийного периода. Соответственно, снижение числа гостей испытали на себе и основные региональные туристские центры: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Краснодарский край. Минимальная отрицательная динамика была зафиксирована в Ленинградской, Калининградской и Сахалинской областях, Республиках Крым и Карелия (спад менее 10%).

По данным АТОР, в 2021 году динамика прироста внутреннего организованного турпотока относительно 2020 года оценивается в 30%. В топ самых востребованных регионов в сегменте организованного туризма вошли Владимирская, Ярославская, Тверская, Тюменская области, Ставропольский край, Республика Крым и др. Востребованными авианаправлениями летом 2021 года стали Нальчик (+700%), Горно-Алтайск (+160%), Саратов (+155%), Геленджик (+127%), Ижевск (+126%), Калининград (+64%), Пермь (+63%), Нижний Новгород (+56%), Анапа (+49%) и Ставрополь (+48%). Доля организованного туризма в общем потоке внутренних туристов выросла на 3% по сравнению с 2019 годом и сейчас составляет 23%.

Таким образом, допандемийные лидеры национального туристского рейтинга сохранили свои позиции благодаря развитой транспортной сети, наличию хороших гостиниц и хостелов, благоустроенной среде и качеству сервиса. Это позволило реализовать сценарий так называемого стейкейшн (stay + vacation, отпуск возле дома). Активные регионы ответили на запрос нового пользовательского опыта, предложив авторские туры и нишевые продукты: от гастрономических и этнографических туров до активных и экстремальных.

Согласно Skift Recovery Index, туристическая отрасль в России восстанавливается быстрее, чем во многих других странах. Мы практически на первом месте по скорости восстановления (индекс 76) во многом за счёт улучшения макроэкономических показателей (снижение безработицы, увеличение розничных продаж и т. д.), а также таких индикаторов, как количество поисковых запросов, бронирований гостиниц, краткосрочной аренды, авиаперелетов и т. д.

Важную роль сыграли программа возврата за поездки по России «Туристический кешбэк», спецпроекты Russia.Travel и деятельность АО «Корпорация Туризм.РФ», участвующего в крупных инвестпроектах и в инициативной разработке мастер-планов для туристических кластеров.

Отдыхать не работать?

Размышляя об общественном запросе в области туризма и создании продукта, интересного разным целевым аудиториям в России, стоит упомянуть новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», цель которого — создание качественных туристических продуктов и рост показателей развития отрасли вдвое к 2030 году.

Качество турпродукта взаимосвязано с удовлетворенностью пользователей. На портреты регионов Индекса туристической привлекательности регионов России, вне зависимости от того, известный, скромный или малозаметный оказался регион, влияют все составляющие символического капитала: как материальное наследие, так и нематериальное, насыщенность и разнообразие календаря событий, обеспеченность туристической инфраструктурой.

Итак, основными запросами путешественников в 2021 году стали:

• аутентичность;

• ментальный отдых;

• роуд-трип;

• глэмпинг;

• экологоориентированость;

• воркейшн: отпуск, совмещённый с работой.

Принципы хорошо сформированного продукта:

• транспортная доступность;

• наличие известных объектов показа (включая объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО);

• наличие объектов, обладающих локальной культурной, исторической, этнокультурной ценностью;

• концептуальность и качество средств размещения, питания;

• профессиональные гиды;

• контакты с местными жителями;

• сегментация целевой аудитории;

• цифровые инструменты продвижения.

Чтобы добиться целей, обозначенных в национальном проекте, необходимо новое позиционирование турпродукта, направленного не только на познавательную, но и на эмоциональную сторону туристического опыта. Здесь организаторам есть над чем работать. Например, чаще всего на своих сайтах операторы ссылаются на свои аккаунты в Facebook, в то время как наибольшую активность показывает Instagram — именно там больше всего подписчиков и наиболее активно идет прирост новой аудитории. Также важно создавать креативы для рекламных кампаний и развивать игровой сторителлинг, использовать TikTok, «Яндекс.Дзен», Telegram.

Открыть свою Россию

На примере завершившегося всероссийского проекта «Открой свою Россию», оператором которого выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР», мы могли наблюдать за потенциалом участников конкурса («продюсеров впечатлений»), вполне способных составить конкуренцию постоянным крупным игрокам туристического рынка страны.

Проекты, разработанные продюсерами впечатлений и их командами, охватывают всю страну от Калининграда до Сахалина: республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Карелия, Осетия, Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский и Алтайский края, Астраханская, Архангельская, Белгородская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Ленинградская, Мурманская, Орловская, Псковская, Рязанская, Свердловская, Челябинская и Ярославская области.

Наибольшая концентрация идей среди финалистов конкурса была зафиксирована в новых для внутреннего туризма Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Ключевыми конкурентными преимуществами участников стали оригинальность идеи, уникальный опыт, диверсифицированные форматы активностей, в зависимости от сезона и предпочтений посетителей, оценка потенциала и использование многообразия территориальных аттракторов (природные объекты, культурно-этнографические комплексы и антропогенные объекты), встроенность маршрута в системы туристской логистики, разнообразие потенциальных целевых аудиторий.

В число самых интересных проектов вошли:

«Сакральная Хакасия» — семидневный тур с помещением природных достопримечательностей и знакомством с этнографическими особенностями.

«Кавказская тропа. Узоры времён» — длительный пеший поход протяженностью 2 тыс. км по горам и селам Дагестана с посещением Дербента, с маркетинговой стратегией в виде коммуникации с сетями реализации спорттоваров (Decathlon) и созданием специального мобильного приложения.

«Кузбасс: на-гора и в горы» — шестидневный тур по Кемеровской области с посещением индустриальных, природных (в том числе восхождение на гору с собакой-компаньоном), палеонтологических и городских достопримечательностей, кооперацией с другими субъектами РФ (туры по обмену), а также операторами (АНО «Заслуженный отдых), отдельный лендинг на каждый маршрут.

«Между нами химия» — короткий двухдневный тур по Кемерово с прогулкой по индустриальным достопримечательностям (угольный карьер, коксохимический завод, Музей индустриальной истории), знакомством с местной гастрономией и современным искусством.

«Суровый гедонизм и дзен Белого моря» — пятидневный маршрут на парусной яхте на севере Карелии с посещением поморских деревень и необитаемых островов, а также исследовательских станций, знакомством с местными жителями, культурой и природой. Маркетинговая стратегия предполагает взаимодействие с ведущими изданиями, блогерами, дистрибьюторами и производителями спортивного оборудования, платежными системами и т. п.

Есть такая работа — впечатления дарить

Не исключено, что продюсер впечатлений может стать новой профессией на туристическом рынке. Какими знаниями и навыками должен обладать такой специалист? Сегодня продюсеры впечатлений и их команды — это представители профессионального туристического и предпринимательского сообщества нового поколения. Это лидеры, обладающие деловой репутацией и успешным опытом реализованных программ и проектов.

Первостепенный навык для подобной роли — это эмпатия, умение ориентироваться в макротрендах (то есть в вопросах нормативно-правового регулирования, технологических решений, пользовательских запросов на формат досуга, возможностях привлечения необходимых ресурсов) и микротрендах (состоянии локального рынка туристских услуг, размерах рынка, его основных сегментах, наличии конкурентов и новых возможностей для развития продукта).

Вряд ли можно считать абсолютно новой данную роль, она находит отражение в смежных стартапах, направленных на повышение комфорта и персонализацию опыта. Например, Travel Inspirator — стартап, который продает авторские PDF-гиды по туристическим маршрутам, Travelssharing.Club — шеринговый сервис для путешественников, сервис «Ещё» — первый платный сервис Aviasales для путешественников, который открывает доступ к картам с локациями от местных экспертов и помогает сэкономить на поездке.

Конечно, при создании турмаршрутов не обошлось и без ошибок. На этапе стратегического видения туристского продукта участники определяли атрибуты сервиса и заполняли «резюме» (что следует улучшить в проекте). Среди часто встречающихся слабых сторон и рисков предлагаемых маршрутов удалось выявить следующие:

• слабая диверсификация турпродукта;

• конфликт при развитии разных видов туризма;

• неконтролируемая антропогенная нагрузка;

• высокая стоимость турпродукта;

• рост недовольства местных жителей;

• отсутствие общей концепции развития территории;

• отсутствие туристической экосистемы;

• неухоженная среда и необорудованная береговая линия;

• отсутствие программ для поддержки роли экологического туризма;

• отсутствие отработанной модели сбора статистики;

• отсутствие устойчивой мобильной связи и слабое проникновение интернета.

Зачастую в предложениях встречаются несоответствия стоимости маршрута уровню доходов целевых аудиторий, в семейных маршрутах игнорируется проработка событийных активностей для детей, вместо продающих лендингов — сложные конструкции и дорогостоящие приложения. Возможности для развития лежат в грамотной проработке продуктовой стратегии и детализации потребностей целевой аудитории.

В Россию — за экстримом и этникой

Тренды, по которым развивается туристический рынок в России и на Западе, пока различаются. Так, наиболее распространенные туристические тренды за рубежом связаны с получением уникальных впечатлений: экстремальные локации (Арктика, пустыни, труднодоступные места и др.), новые навыки (серфинг, яхтинг, погружения, восхождения, трекинговые маршруты и т. п.), новые турпродукты (транснациональные веломаршруты, новые круизные туры с дополнительными опциями и др.). Что касается привычных видов туризма, то здесь благодаря развитию диджитал-сервисов и новых форматов (офисы в отелях, интерактивные карты, сервисы продажи и бронирования) туристы предпочитают самостоятельный отдых, поэтому качество сервисной инфраструктуры (средств размещения, кафе, ресторанов) становится решающим фактором.

Гостиничная индустрия в России более консервативна, но в 2020 году и у нас появились платформы, продающие day use тарифы (к примеру, Everydayhotel позволяет снять номер в московских отелях на день). В Европе кроме пакетов долгосрочного проживания такие услуги иногда даже включают репетиторство и виртуальную помощь в обучении детей. В связи с особенностями рынка и правилами регулирования у нас сложно сформировать тренд на частную авиацию для среднего класса, возможность поездки без фиксированной даты, подписные «пакетные» модели проживания или введение специальных правил для цифровых кочевников. Зато у нас популярен тренд на уникальные форматы жилья (глэмпинги, домики в лесу), интеллектуальный осознанный отдых (эко- и промышленный туризм).

Однозначно Россия уступает многим европейским странам в таких направлениях туризма, как культурно-познавательный и событийный. Здесь придётся формировать свой путь, так как «культурные особенности» у нас отличаются от европейских. Тем не менее советский конструктивизм, промышленное наследие, деревянное зодчество — сильные аттракторы, которые при верном позиционировании могут привлечь большое количество туристов (легендарный Русский Север: Вологда, Ферапонтово, Тотьма, Великий Устюг, музей-заповедник «Кижи», крепости Северо-Запада, Уральская индустриальная биеннале современного искусства). У нас много локаций для экстремального туризма: полюс холода в Республике Саха, зимний лед Байкала, вулканы Камчатки и др. Россия — мультикультурная страна, поэтому есть огромный потенциал для развития этнотуризма. Пожалуй, только курортный потенциал имеет территориальные ограничения, если речь идет о пляжном отдыхе у теплого моря. Остальной туристский потенциал колоссальный и требует создания инфраструктуры и логистики — это задачи, которые ставили оба конкурса, проводимые по инициативе АСИ.

туризм туристический рынок
Читайте также по теме
Как восстанавливается туризм и рынок отелей в России, в чём проблема нулевого НДС и в каких отелях будут размещаться беженцы, "Новому проспекту" рассказал вице-президент по гостиничному бизнесу Федерации рестораторов и отельеров России, управляющий партнер УК "Альянс Отель Менеджмент" Вадим Прасов.
Капсульный отель Aeroservice в Пулково временно приостановил работу. Эксперты считают, что оператору стало непросто извлекать прибыль из проекта в связи с резким сокращением турпотока.
Сразу девять консульств европейских стран прекратили принимать документы на оформление туристических виз от россиян. Франция пока среди «лояльных стран ЕС», так что шанс увидеть Париж у желающих остаётся. Художник Виктор Богорад задумался, а какой туризм будет доступен нам в мире закрытых границ.

Путин: нужно добиваться, чтобы автомобили стали более доступными для российских семей
16.11.2022
Один из основателей Pink Floyd возложил ответственность за боевые действия в Украине на США
16.11.2022
Губернатор Орловской области: беспилотник атаковал нефтебазу под Орлом
16.11.2022
Дональд Трамп объявил о выдвижении в президенты США
16.11.2022
Большинство участников саммита G20 официально "осудили" спецоперацию России, но не все
16.11.2022
Выборгский судостроительный завод заложил новый ледокол
16.11.2022
В Минобороны РФ утверждают, что упавшие в Польше ракеты — это С-300 украинских вооруженных сил
16.11.2022
Лучшим шеф-поваром петербургской кухни признан повар из Перми
16.11.2022
NASA запустило к Луне космический корабль «Орион»
16.11.2022
Ракеты, упавшие в Польше, привлекли внимание мировых лидеров
16.11.2022
До Нового года в Петербурге могут закрыться 10% DIY-магазинов
16.11.2022
В Пулково и аэропортах Москвы ввели режим повышенной опасности
16.11.2022
Песков про резолюцию ООН о репарациях Украине: "Это формализация грабежа наших золотовалютных резервов"
15.11.2022
Две страны из ЕС объявили о национализаций структур, подконтрольных "Газпрому"
15.11.2022
В Ленобласти по подозрению в хищении 3 млн рублей задержали главу администрации МО «Сясьстройское городское поселение»
15.11.2022
Главный режиссер театра Вахтангова уволился, потому что «находится в Париже и не может приехать на работу»
15.11.2022
Ксению Раппопорт и Покраса Лампаса исключили из совета по культуре Петербурга. Они критиковали СВО
15.11.2022
В лаборатории СПбГУ синтезировали аналог самого сложного минерала на Земле
15.11.2022
Россияне сильнее всего экономят на походах в рестораны и путешествиях
15.11.2022
В Новосибирске эксперты при минкульте оценят спектакль с усатой принцессой
15.11.2022
Британский стрит-арт художник Бэнкси подтвердил, что нарисовал семь граффити в Киеве, Ирпене и Бородянке
15.11.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки