И бутылка рома. Дмитрий Медведев призывает к пиратству
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Бывший президент и юрист Дмитрий Медведев на днях нашел, чем еще заинтересовать аудиторию: он открыто предложил всем желающим безудержно предаться интернет-пиратству. Однако, предлагая скачивать и активно распространять по Рунету западные сериалы, Медведев тем самым невольно подсовывает россиянам искушение.
Скачивать зарубежные сериалы от мейджоров, покинувших Россию, по мнению Медведева, не только можно, но и нужно. «Ищите правильных пиратов и скачивайте у них, — провозгласил он. — Вот если они ушли от нас, всякие Netflix и прочие, значит, будем это всё скачивать, будем пользовать бесплатно».
В трактовке Медведева пиратство приобретает вид не просто хулиганства или удовлетворения мелких обывательских потребностей в развлечениях, но своего рода стратегии по борьбе с врагом: «Я бы еще это всё по сети разбрасывал, чтобы причинить им максимальный урон, чтоб они обанкротились», — мстительно сказал Медведев.
Ждать, что Netflix или Disney обанкротятся от того, что в России будут нелегально смотреть их фильмы, может, конечно, только наивный человек. Впрочем, дело тут в ощущениях: всякий пользователь пиратского контента, начиная с самого замглавы Совбеза РФ, может теперь, не вставая с уютного дивана, считать себя борцом с мировым злом, как подросток, увлеченный левацкими идеями, украв в магазине палку колбасы, уверен, что вколотил гвоздь в крышку гроба капитализма.
Справедливости ради, у Медведева были похожие настроения еще даже в бытность президентом. Он честно называл интернет врагом авторского права и вслух размышлял о пользе движения в сторону открытых лицензий. Но все-таки полагал, что это должно быть урегулировано легальными методами.
Ну, теперь-то чего стесняться? Сгорел сарай, гори и хата. Это 10 лет назад Дмитрий Медведев собирался строить правовое государство, мы встраивались в глобальную цивилизацию и начинали с защиты авторских прав — того, чего в сознании большинства россиян не существовало в принципе. Теперь другое дело, строим совсем другое, новое государство, со своей революционной законностью. Попрано международное право, не указ нам теперь ни суды, ни конвенции, отчего же авторские права вдруг должны уцелеть? В январе Медведев предлагал и зарубежный софт пиратить, не стесняясь: «Осталось только принять правила об использовании их интеллектуальной собственности. Безо всяких лицензий и уплаты авторского вознаграждения. Это в том числе и будут наши ответные санкции на их имущественные права. На всё: от кинофильмов до промышленного софта».
Поднимаем пиратский флаг с национальной гордостью, в общем. С удивительным юридическим вывихом — официальными правилами пользования пиратской продукцией (что-то, видимо, наподобие закона о «параллельном импорте», то есть легализованной контрабанде), притом что в законодательстве всё еще сохраняется ответственность за это. Есть статья за нарушение авторских и смежных прав, но на иностранцев она не должна распространяться.
Идею можно здорово развить. Пират ведь на то и пират, что ничем себя не ограничивает. Достаточно перспективным направлением кажется, например, организация набегов на территории сопредельных государств с целью угона скота. Или выход на международные судоходные линии, чтобы параллельный импорт стал еще более параллельным. Ну, а почему нет? Да, скифы мы!
Не очень пока ясно, как будут обстоять в перспективе дела с авторскими правами внутри страны. Большевики, например, в качестве одних из первых своих шагов объявили национализацию всего культурного достояния и отмену авторских прав. Не то чтобы оно при этом становилось бесплатным для граждан, нет, просто платить за него отныне предстояло государственным организациям. Кстати сказать, обобществить все произведения, созданные в СССР и России при господдержке, Дмитрию Медведеву тоже предлагали еще в 2010-м, и он в целом был не так чтобы против. Никита Михалков с Константином Эрнстом тогда здорово перепугались, но сейчас, кажется, созревают условия, чтобы и к этой теме вернуться.
Есть, пожалуй, только один подводный камень. Энергичное «разбрасывание по сети» видеоконтента пиратским образом приведет к его безграничному распространению. А ведь среди продукции Netflix и прочих крупных производителей, как известно, есть и та, что противоречит российским традиционным ценностям, например с ЛГБТ-тематикой. И ее становится всё больше (безбожный Запад давно ведь рушится в пучину греха и порока). Даже вот в довольно популярном сериале как раз про пиратов «Черные паруса» и то дело заканчивается гомосексуализмом.
То есть, предлагая активно распространять по Рунету западные сериалы, Медведев тем самым невольно подсовывает россиянам в том числе и искушение — не только дьявольское, но еще и запрещенное законом. Так что ему стоит еще раз как следует подумать о пиратстве и его последствиях. А то, заигравшись в капитана Джека Воробья с целью обанкротить Netflix, можно ненароком самому обанкротиться морально.