Год под звездой ковида. Бизнес оценивает потери
Прошел год с момента объявления локдауна в России. На этой неделе сразу несколько отраслей, признанных наиболее пострадавшими от COVID-19, — гостеприимства, красоты и фитнеса — подвели итоги работы этого сложного года. «Новый проспект» выслушал всех.
Без прививки не ПМЭФ
За год ковида в Петербурге было зарегистрировано более 400 тыс. случаев инфекции, то есть 7,4 тыс. заболевших на каждые 100 тыс. населения. В последнюю неделю ежедневно регистрируется около 700 случаев заболевания: суточный темп прироста равен 0,5%, а коэффициент распространения инфекции — менее 1. Идем на поправку.
Такие данные предоставила Наталия Башкетова, главный государственный санитарный врач Петербурга. «Это хорошие стабильные показатели, но темпы снижения заболеваемости в городе замедлились, и последние 5 недель мы стоим фактически ровно», — отметила она.
По данным Роспотребнадзора, для госпитализации больных ковидом и больничными пневмониями в городе развернуто более 5 тыс. коек, из них сейчас 20% свободны.
Эпидемиологические пороги по гриппу и ОРВИ в Петербурге не превышены. Спасибо, что от гриппа было привито более 60% населения. «Чтобы удержать и снизить заболеваемость, необходима в первую очередь вакцинация — это основное средство для предупреждения и распространения инфекции», — сказала главный санитарный врач.
«Вакцины доступны в поликлиниках и не только. Мы долго запрягаем, но динамика наблюдается положительная: темпы вакцинации нарастают, люди всё более вовлекаются в этот процесс», — отмечает Александр Ситов, первый заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга.
Сегодня город готовится принять Международный экономический форум, и Наталия Башкетова обратилась к руководителям гостиниц и ресторанов с рекомендацией убедить своих сотрудников вакцинироваться, если они не переболели, чтобы к ПМЭФ у них выработался иммунитет: «Для допуска к работе во время экономического форума вакцинация обязательна», — подчеркнула она.
«За год диалог власти и предпринимательского сообщества вышел на новый уровень», — сказал Александр Ситов, отметив, что бизнес осознал важность тех мер, которые необходимо принимать для профилактики, пройдя путь от огромной тревожности к ответственности: во второй волне процент нарушений эпиднорм упал с 10-15% до 2-3%. «Всё это позволило снимать ограничения», — подчеркнул он.
Загрузка отелей сократилась вдвое
Сегодня перед бизнесом возникла проблема послековидного восстановления: для представителей отраслей, признанных наиболее пострадавшими от COVID-19, наступает время возврата кредитов.
«Материальную поддержку, которую нам оказали, придется возвращать. Необходимо скоординировать возможности предпринимателей с той экономической ситуацией, которая сложилась в городе», — считает Дмитрий Панов, председатель Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Одной из наиболее пострадавших отраслей является гостиничная. В среднем по году загрузка отелей составляет 60-70%. В этом году, как отмечает Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга, она будет в 2 раза ниже — 35%. «А это значит, что гостиницы по итогам года работы даже не выйдут на уровень себестоимости услуг», — говорит она.
Тамара Буйлова с оптимизмом ждет лета, но уже осенью она прогнозирует большие проблемы для отрасли: если в мае-июне хорошо отработает кешбэк, а июль-август продадутся по инерции, то уже в сентябре начнется серьезный туристический спад.
«Отельный бизнес чувствует себя плохо! Даже если кто-то за счет демпинга или местоположения смог сохранить загрузку, цены всё равно упали. Все игроки с точки зрения выручки чувствуют себя крайне неуверенно», — подтверждает слова коллеги Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo. Она упомянула и о кадровой проблеме в отрасли. «С одной стороны, многим отелям, чтобы выстоять, пришлось сокращать персонал, с другой — многие иногородние сотрудники сами увольнялись, и уезжали из города, и до сих пор не вернулись. В целом отели потеряли от 10 до 50% сотрудников. И сегодня даже при условиях достойной зарплаты найти кадры на линейные позиции очень сложно», — говорит она.
Туристическая отрасль: выживут не все
Туристическая отрасль связана с отельной напрямую. «Преимущество, конечно, было у тех турфирм, которые занимались внутренним туризмом. Но и у них сейчас не всё в порядке, поскольку те, кто раньше возил людей за границу, теперь тоже оказались на внутреннем рынке. Конкуренция усилилась», — говорит Анна Твердохлебова, генеральный директор ТО «Петербургский магазин путешествий».
Из тех, кто работал с внешними туристами, пандемию выдержали далеко не все: если выездных туроператоров Петербурга в начале 2020 года, согласно Росреестру, было 87, то сейчас — в 2 раза меньше. Но и это не точная цифра, так как, по словам Анны Твердохлебовой, ряд организаций существует только на бумаге: «Фирма вроде бы есть, но деятельности никакой не ведет. И мы не знаем, просто ли они ждут лучших времен, чтобы вернуться к работе, или уже полностью закрылись», — отмечает она.
К допандемийным оборотам туристическая отрасль, разумеется, не вернулась и вернется еще не скоро: всё зависит от эпидемиологических условий и экономического благополучия населения в целом.
Индустрия красоты в упадке
На 1 марта 2020 года индустрия красоты потеряла 100% моностудий и островков в торговых комплексах, а в уличном формате закрыто 20% фирм — такие цифры дает Ляля Садыкова, общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК), владелец сети салонов красоты.
«Основные закрытия еще впереди: пандемия не окончена. Расходы на СИЗы по-прежнему высокие. Цены на перчатки не вернулись на допандемийный уровень. Мы ежедневно с утра смотрим, сколько они стоят», — говорит Ляля Садыкова.
В индустрии красоты не все смогли воспользоваться мерами поддержки, предложенными государством. В частности, заем, который мог стать субсидией, по подсчетам АПИК, получили лишь 13% предпринимателей. «Кроме того, всё самое важное пишется мелким шрифтом, и очень многие предприниматели «попали» с беспроцентным кредитом на заработную плату. На 1 июня 2020 года у них была одна численность сотрудников, которая сохранилась и даже увеличилась. Но льготный кредит пришлось возвращать за 3 месяца под 15%, поскольку банки, как выяснилось, считали численность от марта, от апреля, от мая», — объясняет эксперт.
Ляля Садыкова привлекает внимание к тому, что государство, призывая предприятия сохранять персонал, само мотивировало сотрудников увольняться: для поддержки сотрудников на предприятиях государство выделяло деньги в размере 12 130 рублей (с учетом НДФЛ) на человека, а при регистрации на бирже труда люди получали по 12 130 рублей в полном объеме плюс дополнительные 3 тыс. рублей. «Это было мотивацией идти на биржу, а не оставаться в штате компаний!» — подчеркивает она.
Наконец, в отрасли, по словам Ляли Садыковой, наблюдается массовый отток сотрудников еще и потому, что сегодня многим выгоднее работать в качестве самозанятых, на дому.
Фитнес-индустрия выручки не видит
У фитнес-индустрии проблемы аналогичные. Беспроцентным кредитом смогли воспользоваться лишь примерно 15-17% фитнес-клубов. Очень многие фитнес-тренеры за время пандемии стали работать самостоятельно, не вернувшись на рабочие места. «А раз они стали работать самостоятельно, то они попутно увели наших клиентов», — поясняет Наталья Борулько, представитель Ассоциации операторов фитнес индустрии (АОФИ) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Хотя фитнес-индустрия, по словам Натальи Борулько, сейчас близка к показателям марта 2019 года (ее оборот сегодня ниже лишь на 10-15%), проблема в том, что расходы при этом очень сильно выросли: «Мы еще возвращаем прошлогодние долги, и выручка, которая вроде бы есть, не видна», — говорит она.
По подсчету АОФИ, не вышло из пандемии около 10% фитнес-клубов, при этом часть закрытий стала результатом оптимизации сетевых проектов. Если говорить о клиентах, то индустрия потеряла примерно 10-15% из них в зависимости от районов города. В центре в спортзалы, как говорит Наталья Борулько, вернулось меньше людей, чем в спальных районах.
Торговля закрывает двери
Потребительский спрос сегодня рухнул, а вместе с ним — потребительский рынок товаров и услуг. Льготы получили в основном те торговые объекты, которые расположены на государственной земле и находятся в схеме размещения.
«Это фактически совсем не коснулось тех предпринимателей, которые занимаются розничной торговлей в торгово-развлекательных центрах, потому что основные льготы давались собственникам, а предпринимателей при полном закрытии не спасала даже отмена аренды», — говорит Янина Гришина, председатель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу».
Не коснулись льготы и нестационарных торговых объектов. Их в городе более 4,5 тыс. — от маленьких тележек до больших павильонов.
Одной из самых больших проблем Янина Гришина считает то, что все меры помощи принимались в Петербурге с очень большими задержками. «Для бизнеса время в принципе очень дорого, а когда это время приходится на пандемию, когда речь идет о закрытии, а у человека нет подушки безопасности, чтобы содержать своих сотрудников, это катастрофа», — отмечает она.
Тенденция закрытия предприятий не прекратилась: Янина Гришина считает, что этот ком только нарастает, ведь в этом году предпринимателям нужно будет платить и отсроченную аренду, и налоги, и другие платежи.
Кроме того, как говорит эксперт, продолжается борьба предпринимателей с проверяющими организациями, которые, чтобы обойти закон о запрете проверок, просто «сменили табличку «проверка» на табличку «проверяющие мероприятия».
«Хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с государством складывались не с позиции того, что «государство вам дает деньги», а с позиции понимания, что мы этот бюджет наполняем и имеем полное право требовать отчета, насколько эффективно эти деньги тратятся», — заключила Виктория Шамликашвили.
По мотивам онлайн-эфира Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» совместно с Федеральным агентством новостей (ФАН) и конференции ИА «Росбалт» (15 октября 2021 года включено Минюстом в реестр СМИ — иностранных агентов) «Спасти бизнес: миссия (не)выполнима?»