Гибкие начинают и выигрывают. Чем отличаются коворкинги двух столиц
Эксперт рынка коворкингов Мария Казина совместно с компанией Miles & Yards специально для «Нового проспекта» подвела первые итоги 2020 года на рынке гибких офисных пространств двух столиц. Главный тренд в этом сегменте — рост спроса и площадей.
Петербург: камерная атмосфера
Различия рынка коворкингов в Петербурге и Москве во время карантина стали еще очевидней. В Петербурге своя, очень камерная атмосфера: большинство объектов имеют площадь менее 1 тыс. м2. Исключение составляют только три крупных игрока площадью от 3 тыс. до 6 тыс. м2: коворкинг GrowUp (площадь 3,2 тыс. м2), AVENUE PAGE (5 тыс. м2), «Ясная Поляна» (6,2 тыс. м2).
Остальные участники рынка — это небольшие объекты, состоящие из open space и минимального набора отдельных кабинетов. Такой формат позволяет привлечь высокий трафик резидентов при весьма низкой их конверсии в постоянных арендаторов. Такие площади охотно используют по случаю как спонтанное место работы. Только два бренда развивают в Петербурге сети своих объектов: коворкинги «Практик» и PAGE.
Итоги этого года в сегменте фактически не отличаются от прошлогодних: практически не изменилась загрузка, цены остались прежними. В Петербурге расширила свои площади сеть «Ясная Поляна», два новых объекта появились в сети PAGE, бренд «Практик» заключил соглашение с «Ключом», которое можно трактовать как антикризисное. Такие итоги для 2020 года и формата выглядят настоящей победой.
Москва: работа в сетях
Москва, напротив, развивается по традиционному мировому пути. Большая часть гибких офисов столицы имеет площадь более 2 тыс. м2, а площадь самого крупного объекта — коворкинга сети «Ключ» — 15 тыс. м2. Многие операторы развивают именно сети. И даже относительно маленькие площадки становятся частью сетей — так называемыми пит-стопами в разных районах города. Там резиденты могут работать в рамках тарифа, оформленного в основном коворкинге. Такие объекты активно работают с крупными корпоративными клиентами и делают упор на аренду смарт-офисов, что позволяет более оперативно реагировать на заполняемость резидентами.
Есть в Москве и коворкинги, которые занимают целые здания или выступают операторами для одного якорного арендатора. Например, компании «Яндекс» и Huawei, которые полностью занимают коворкинги сети Businessclub.
Но городу пока не хватает большого качественного проекта, который сможет предоставить высокий уровень сервиса, хотя ситуация на рынке для появления такого игрока благоприятная. Но вопрос будет ли это локальная компания, или экспат, пока открыт. За последние 8 лет сменилось несколько фаворитов среди российских компаний, которые могли бы стать таким игроком. Однако сегодня со значительным отрывом лидирует SOK Игоря Рыбакова. В целом через 3–5 лет операторы гибких офисов в России станут таким же привычным делом, как гостиничные операторы.