Генеральный директор ООО «Мобильные медицинские технологии» Денис Юдчиц
Операторы информационных систем обычно развиваются в двух направлениях. Например, есть операторы, которые занимаются чисто IT, то есть системами, которые передаются медицинским учреждениям. Есть операторы-агрегаторы, такие, как Яндекс, который выступает порталом для подключения врачей и затем соединения их с пациентами. При этом такой сервис не берет на себя дополнительные функции по медицинской тематике.
А мы нашли золотую середину. Командой ММТ разработано собственное ПО, которое интегрируется с партнерскими информационными системами или позволяет врачам и администраторам работать в нашей. Также мы полностью контролируем качество всех оказываемых услуг, медицинских в первую очередь. Мы также занимаемся образованием врачей, создаем каналы по привлечению пациентов. Самое важное – мы можем масштабировать услуги для конечного пользователя через новые финансовые инструменты. Ключевая задача – это привлечение клиента за доступные деньги со сохранением качества медицинской помощи, это то, что сейчас должны делать сервисы.
Мы подошли к этой задаче инновационным путем: мы стали упаковывать свои сервисы, услуги в страховые продукты. И занялись этим еще до введения закона о телемедицине: в 2015 году мы запустили совместный продукт вместе с «ВТБ Страхование» в 2015 году. Этот канал показал свою эффективность и для нас и для рынка телемедицины.
Как выглядит наш сервис? У нас есть врачи срочной помощи -- дежурные терапевты и педиатры, которые доступны 24 часа в сутки, они начинают консультацию в течение трех минут с момента запроса, в любое время. Также есть плановый формат консультаций, врачи узких специализаций по более, чем 40 направлениям, они ведут онлайн-консультации по расписанию. Сейчас в нашей партнерской сети более 20 медучреждений, в том числе крупных федеральных центров, в сервисах работает более 150 врачей. С 2018 года мы запустили интеграцию телемедицинских сервисов с лабораторными сетями федерального масштаба, например, Гемотест, Хеликс, КДЛ, это дает больше возможностей для пациентов и для партнеров.
После онлайн-приема пациент может сдать анализы, а результаты сразу попадут в его личный кабинет. Можно попросить заключение от второго врача, чтобы сравнить мнения. Именно такой сервис мы и предлагаем страховым компаниям и банкам, а также через розницу. Например, годовой абонемент на наши услуги можно купить через сеть «М.Видео».
Недавно мы запустили совместный продукт с «Билайном». В пакет услуг входят разные программы, например базовая, расширенная, которая включает услуги лабораторий и очные консультации. Плюс такого формата заключается в том, что эта модель может быть масштабирована, таким образом пациент получает за приемлемые деньги комплекс услуг, которые по отдельности могут стоить дороже.
Еще до принятия закона о телемедицине мы считали, что услуги, которые мы предоставляем, должны расцениваться как медицинские, в итоге так это и определено законом сейчас. Правда, для некоторых участников рынка это было шагом назад, но не для нас. Наоборот, сейчас появились четкие правила взаимодействия с медучреждениями, плательщиками, врачами и пациентами.
По нашим оценкам, за 2017 год рынок телемедицинских услуг оценивался в 1 млрд рублей, по итогам этого года он вырастет до 2,5-3 млрд рублей.
Развитие рынка сдерживает отсутствие реестра операторов информационных систем и возможности идентифицировать пациента через ЕСИА, это может сделать только оператор, уже попавший в реестр. Когда будут закрыты эти пробелы, мы сможем делать гораздо больше.
Например, в следующем году мы ждем возможности бронировать и покупать лекарства онлайн. Я считаю, что драйвером рынка телемедицины сейчас являются не медучреждения, а новые сервисы, которые позволяют выстраивать отношения между клиентами и конечными поставщиками услуг. Это компании, которые создают новые бизнес-модели, которые позволяют выстраивать новые отношения с пациентом и масштабировать их.
Что касается работы с врачами, то для этого у нас есть модераторы, которые контролируют качество услуг. Это специальный совет, состоящий из докторов очень высокой квалификации. А перед тем, как приступить к работе, все наши специалисты проходят специальное обучение, затем тестирование, только после этого приступают к консультированию. Также наша платформа позволяет контролировать регламенты работы, например, тайминг, оповещения, сбор данных. Мы уделяем особое внимание и пациентоориентированности. Каждый врач тренируется правильно коммуницировать с пользователями.
Мы видим, что пациенту, который уже пользуется нашими телемединскими сервисами уже недостаточно просто консультации с врачом, ему нужна некая экосистема, которая предполагает также сдачу анализов, возможность попасть на очный прием и так далее. К такому комплексному подходу будут идти и другие участники рынка.