Фото недели. Александр Петросян о моменте удержания себя в бытии

В Питере нынче зверски холодно и поэтому весьма немноголюдно, даже на Невском; да и солнце там к вечеру светит только у Аничкова моста. Именно поэтому я и оказался там, надеясь в веренице прохожих узреть что-либо впечатляющее. Но редкие продрогшие фигурки текли мимо меня унылым ручейком, своей безликостью еще более подчеркивая эпичную монументальность знаменитой скульптуры Клодта. 

С другой стороны, именно попытка сосредоточиться на созерцании коней при всех физических помехах в виде пешеходов и машин послужила мне своеобразной практикой удерживания себя в потоке происходящего. Отчасти этому способствовало то, что в поиске лучшей точки сьемки  мне пришлось взобраться на какую-то будку, стоящую на набережной и, отчаянно пытаясь не упасть, сделать несколько кадров в прорехах между пассажиропотоком.

И вот в видоискателе решающий момент истины. Само противостояние между конём и возничим, момент взаимного напряжения, который с наибольшей силой выражен именно в этой группе, где человек одной рукой опирается о землю, а другой из последних сил натягивает поводья, — это и есть момент удержания себя в бытии, и хотя мы понимаем, что уже в следующее мгновение всё закончится, сорвётся. Произведение искусства делает невозможное — длит этот момент напряжения вечно. 

Тогда становится неважно, кто с кем борется и кто одерживает победу: истинная победа может состояться только в точке самой схватки — в конечном счёте, схватки с самим собой. Вот таким и запомнилось это уникальное единение в мгновении: меня, неустойчиво балансирующего на обледеневшей будке, и скульптуры в заходящем солнце среди искрящейся морозной взвеси на вдруг опустевшем мосту.

Актуально сегодня