«Если вам кажется, что за вами пристально наблюдают, скорее всего, это правда»
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Савицкой Людмилой Алексеевной либо касается деятельности иностранного агента Савицкой Людмилы Алексеевны
Людмила Савицкая (физлицо, признанное Минюстом РФ иноагентом), внештатный корреспондент радио «Свобода» (СМИ, признанное Минюстом РФ иноагентом) в ходе вебинара, организованного «Новым проспектом», рассказала о том, как ей работается в этом статусе и почему его рискуют заполучить все журналисты.
Каждый журналист легко и непринужденно может стать иностранным агентом. Для этого необязательно работать на радио «Свобода», писать для «Медузы» или сотрудничать с «Голосом Америки» (все перечисленные СМИ являются иностранными агентами по решению Минюста РФ). А достаточно всего лишь дать комментарий корреспонденту, признанному иноагентом. Например, журналист вышел на пикет в поддержку Ивана Голунова, я ему позвонила, он сказал пару слов. А потом ему пришел гонорар из-за рубежа, и сумма не имеет значения.
На судебном процессе моего коллеги Дениса Камалягина, который признан Минюстом иноагентом, власти в качестве доказательства представили две новости, автором которых была я. Он в этих новостях только комментировал пикет в поддержку Светланы Прокопьевой. Минюст в суде сообщил, что на счет Дениса поступил перевод, но не подтвердил это банковскими документами. На просьбу Дениса представить доказательства Минюст заявил: «У нас нет документов, нам прокуратора так сказала». В общем, вы даже не увидите доказательств своего иноагентства и не подержите их в руках. Вам откажут, ведь там с гриф «для служебного пользования».
Важно понимать: статус иноагента, скорее всего, прилетит неожиданно, как ко мне, буквально за пару дней до Нового года. 28 декабря вдруг разорвался мой телефон от оповещений, я увидела в новостях свою фамилию. Уже постфактум я понимаю, что было два маячка, на которые надо было обратить внимание и, возможно, принять какие-то меры.
За 2-3 недели до объявления меня иностранным агентом резко выросла посещаемость всех моих публикаций. Мониторьте статистику ваших публикаций, если вы журналист. И если вдруг вы видите неожиданный скачок читаемости даже стандартных проходных новостей, которые объективно не могут собрать много просмотров, — это знак. Такого никогда не было, даже когда мои публикации были объективно резонансными и имели федеральное значение.
Уже задним числом я понимаю, что как раз все мои материалы тогда могла просматривать московская прокуратура, потому как такими вопросами занимаются столичные управления и Роскомнадзор.
Второй маячок — это мобильный банк, которыми вы пользуетесь. В тот же период времени была совершена попытка взлома моей карточки. Спасибо техподдержке одного из банков, которыми я пользуюсь, мне даже экстренно перевыпускали карту. Чудом мне удалось сохранить свои средства. Я считаю, что все наши счета, счета тех, кто сотрудничает со СМИ-иноагентами и просто зарубежными СМИ, отслеживает Росфинмониторинг. Я не думаю, что Росфинмониторинг пытался взломать мою карту, они и так могут получить всё по запросу. Скорее всего, во время проверок просто утекли данные. Это не заметить просто невозможно. Вашу карту будут пытаться подписать на всевозможные интернет-магазины, такси и т. д. Ваша задача будет оперативно позвонить в банк и заблокировать карту.
Также ориентируйтесь на интуицию. Если вам кажется, что за вами пристально наблюдают полиция, центр «Э» и другие структуры, скорее всего, вам не кажется. Поверьте себе и постарайтесь себя обезопасить, например не светить лишний раз свои журналистские материалы в социальных сетях. Меня признали иноагентом, и я буду продолжать публиковать в Facebook, instagram (принадлежит Meta (компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена)Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) свои тексты. Но если вам не хочется записываться в наши стройные ряды, то не делитесь текстами в соцсетях — не будет факта распространения, и позиция Минюста в суде зашатается. В моем случае они активно напирали на распространение и даже приписали мне несуществующую страницу в «Одноклассниках». Так что на досуге можете поизучать социальные сети на предмет существования страниц-клонов, которые размещают что-то от вашего имени.
Если вас признали иностранным агентом, первое, что нужно сделать, — подобрать фото. Вам будут звонить СМИ и просить ваш комментарий и фото. У меня их не много, и творилось чёрте что, теперь моя фотография с мишками-тедди стоит на сайтах федеральных СМИ. В общем, расширяйте словарный запас, потому что придётся давать много комментариев.
Тренируйте психологическую устойчивость, потому что вам придется вести переговоры с вашим работодателем и выгрызать необходимость маркировки в СМИ статуса иноагента. Мои аплодисменты радио «Свобода» (СМИ признано иноагентом), которое решило по умолчанию соблюдать требования закона, но, к сожалению, не все такие. Из-за требования ставить маркировку я потеряла работу. Одно из изданий, с которыми я сотрудничаю, отказались маркировать мои материалы, сославшись на то, что они этот закон за закон не считают и материалы с такой пометкой будут выглядеть некрасиво.
Готовьтесь к тому, что эту простую истину придется отстаивать. Вам придется объяснять: «Дорогой шеф-редактор, ты понимаешь, что нужно ставить эти 24 слова про «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Ты можешь презирать этот закон, но лучше тебе промаркировать материал, потому что отвечать придется не только изданию, но и вас тоже оштрафуют». Почему? В суде Минюст на голубом глазу заявил мне, что я, журналист-фрилансер из провинции, администрирую сайт международной корпорации радио «Свобода», что я сама размещаю там свои материалы, равно как и на других порталах, с которыми я сотрудничаю. Мои доводы, что у меня нет доступа к админке, это просто невозможно и никто не даст провинциальному журналисту такие права, не возымели действия. Суд постановил: Савицкая сидит и размещает там свои материальчики. У юридического лица штраф составляет около полумиллиона. Так что перспективы нерадужные. В общем, будьте готовы ставить маркировку даже к фотографиям кота в instagram (принадлежит Meta (компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена)Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) и комментариям.
Если вас признают иноагентом, вам нужно будет создавать юридическое лицо под требование закона. Не повторяйте моих ошибок, не пытайтесь создать юрлицо в форме автономной некоммерческой организации, вы зря потратите деньги. Пошлина за АНО Минюсту стоит 4 тыс. рублей. Вы принесёте замечательный пакет документов, которые проверит куча юристов, придумаете красивое название своему юрлицу, как это сделала я, но Минюст найдет, к чему докопаться. В моем случае он нашел какие-то несуществующие ошибки в уставе и зарезал эти самые документы, поэтому госпошлину пришлось бы платить еще раз.
Мы с юристами посовещались и решили, что ничто не мешает Минюсту каждый раз, когда я буду приносить обновлённый пакет документов, брать с меня 4 тыс. рублей пошлины и снова блокировать создание «аношки». Это абсолютно иезуитское поведение Минюста, который, с одной стороны, обязывает вас создать юридическое лицо, а с другой, когда вы приходите регистрировать его, отказывает вам. Так может продолжаться бесконечно, поэтому используйте форму лица ООО, налоговая вас зарегистрирует без проблем. Да, вам придется вместо 4 тыс. выложить 10 тыс. начального капитала, но на Минюст вы потратите больше. И, конечно, не забывайте про сроки. 21 января я осознала, что до 26-го числа мне нужно создать юрлицо. Итого у меня было 5 дней абсолютной паники и бессонных ночей, а у вас будет месяц.
Если вы умеете хорошо делать что-то другое и сможете зарабатывать на этом, если у вас нет большой любви к журналистике, то уходите из профессии. Скажу даже грубее: валите. Вас это спасёт. Но тут важно помнить о законе. Может случиться так: вы скажете «да к черту это всё, зачем мне работать в такой стране, где люди не благодарны нашей профессии» и уйдете работать эсэмэмщиком. Важно понимать, вы всё равно останетесь иноагентом, статус дается на 3 года, и у вас будут те же самые обязанности. Вряд ли работодатели будут в восторге от необходимости маркировать ваши тексты, если они будут публиковаться в Сети. Даже если ваша новая профессия не будет связана с публикациями в Сети, то статус иноагента от вас не уйдет.
Вам часто будут говорить «я с иноагентом общаться не буду», «я опасаюсь», «мне проблемы не нужны». Так будут говорить не только чиновники, но и обычные люди. С последними договориться проще: вы можете показать, о чем пишете, прислать примеры своих публикаций, рассказать простым людям, что вы не враг. Это не всегда работает. Особенно в регионах люди подвержены пропаганде, они смотрят «Россию-1» и Первый канал и всерьез считают вас шпионом. Переубедить их сложно, но возможно.
С чиновниками сложнее. Недавно мне один человек в Псковской области, занимающий бюджетную должность, отказал в комментарии после того, как я представилась. По его мнению, «Север реалии» и радио «Свобода» имеют определенный тон и статус иностранного агента. Надо быть готовым к таким отказам. Если у вас будет настроение поиграть, попробуйте разные методы. У меня был такой настрой. В итоге сработал метод «на слабо». Не поверите, после вопроса «а вы что, боитесь, что ли?» я всё-таки получила комментарий. Можно пробовать, но отказов будет много. Вопрос в том, не выгорите ли вы из-за постоянной необходимости оправдываться за то, что вы просто делаете свою работу. Это унизительно и очень психологически выматывает.
Подготовила Анастасия Кирова
Запись вебинара «Удалите это немедленно!» можно посмотреть здесь.