Эмиль Агаджанян, глава сети «Клиника доброго стоматолога», рассказал «Новому проспекту», почему рано говорить о системном кризисе на рынке стоматологических услуг.
Сразу оговорюсь, что ситуацию я вижу, конечно, со своего угла зрения. Могу с уверенностью сказать, что кризиса на стоматологическом рынке, который предсказывали весной текущего года, не случилось. Если брать сегмент расходных материалов, то по факту проблем в нём нет. Основные поставщики этой продукции в Россию — европейские, американские, японские, корейские компании, а также предприятия из Китая. Из всех перестала сотрудничать с российскими стоматологами только американская компания 3 М, причем принимала решение она довольно долго: письмо о том, что поставки прекращаются, мы получили от них только на прошлой неделе.
Но уход 3 М без проблем компенсировали другие поставщики. Сейчас на рынке есть расходные материалы, в том числе композитные материалы из США, Германии, Японии, Южной Кореи, Китая. Причем китайское оборудование сейчас по качеству частенько не уступает европейским аналогам и при этом гораздо дешевле.
Что касается пациентопотока, то в апреле у нас был исторический рекорд по выручке. Вся весна также отличалась наплывом клиентов.
Люди активно тратили деньги на лечение зубов. Причем весной мы пошли на следующий шаг: объявили, что если внести аванс за лечение сейчас, то цена для таких пациентов больше не изменится. И отбоя от желающих внеси аванс не было! Речь идет о длительном лечении, таком, как имплантация и протезирование. На вырученные средства мы закупили материалы на полгода вперед и могли долгое время не переживать о том, что могут возникнуть проблемы с их закупкой. Сейчас, как мы видим, логистические вопросы поставщики уже решили и проблем с расходниками нет. И цены на некоторые из них сейчас даже бывают ниже, чем в начале февраля из-за того, что рубль укрепился.
С одной стороны, некоторые эксперты говорят, что население уже перешло на так называемую сберегательную модель поведения и люди начали экономить. С другой стороны, по моим наблюдениям, на самом деле у граждан «под подушкой» достаточно средств, которые они до сих пор вкладывают в лечение зубов. Кроме того, спрос на стоматологические услуги поддерживает сокращение трат на поездки за границу: высвобождаются деньги, которые россияне направляют на здоровье. И, наконец, зубы болят всегда! Их нужно лечить и в спокойное время, и во время любых кризисов.
Что касается ухода с рынка небольших клиник, то часть, конечно, может уйти. Некоторое количество маленьких клиник, владельцы которых не умеют эффективно управлять бизнесом, не смогли принять правильные решения в нынешние сложные времена и действительно закрылись.
В перспективе спрос на стоматологические услуги, несомненно, останется. Возможно, какие-то пациенты постараются экономить на самих материалах, будут выбирать клиники, предлагающие более дешевые услуги. Но спрос на лечение зубов никуда не денется.
Что касается текущей ситуации, то, возможно, будет небольшой спад посещаемости на фоне мобилизации, потому что потребитель во время ситуации неопределенности сокращает траты. Этот период может продлиться полтора-два месяца.