
В Петербурге борются одновременно с электросамокатами и автомобилями. Наложить одну идею на другую и пересмотреть консервативные принципы организации городского пространства пока что, видимо, представляется делом неподъемным и пугающим.В Петербурге власти решили обрушиться на городские сервисы проката электросамокатов. Ну, то есть как неожиданно: самокатов в последнее время на улицах стало действительно много, и жалобы на наезды на пешеходов начали раздаваться в соцсетях всё чаще. Было понятно, что рано или поздно чиновники этим феноменом заинтересуются точно так же, как в своё время они заинтересовались скутерами.
Помните, несколько лет назад улицы как-то внезапно заполонили крохотные мотороллеры — «табуретки на колесах»? Для этих «табуреток» в силу малого объема двигателя не нужны были права, так что на них бросились ездить все подряд. Возникла целая мини-индустрия: магазины, сети проката и так далее. А затем начали происходить трагические инциденты, в том числе с участием школьников, и власти решили вопрос с присущей им бескомпромиссностью: для управления скутерами ввели обязательное наличие прав. И всё рассыпалось в мгновение ока. Сегодня скутер на улице стал редким явлением. Получать права и ездить по закону почти никто не захотел.
Всё, что в обществе возникает само по себе, неподконтрольно и без государственного регулирования, вызывает у властей желание достать мухобойку. И вроде бы формально ничего не запрещали, но фактически так и получилось.
После нескольких случаев наездов электросамокатчиков на маленьких детей за дело взялись следователи — кому ж ещё! Схема действий в таких случаях очень простая: в прокатные компании пришли с обысками, что в российских реалиях означает понятно что. «Мы приняли решение приостановить работу сервиса в Санкт-Петербурге, чтобы урегулировать и согласовать все вопросы, касающиеся работы сервисов кикшеринга, включая зоны ограничения скорости, зоны запрета движения, с администрацией города», — говорится в свежем заявлении одной из таких компаний, Whoosh. Похожие объявления сделали и другие прокатные сервисы.
В общем, на время или навсегда электросамокаты убирают с городских улиц. Очевидно, что законодатели и чиновники в обозримом будущем что-нибудь для этого сделают: введут экзамены на право управления, номерные знаки и так далее, и у электросамокатов есть все шансы повторить судьбу скутеров. А иначе зачем даже в рамках расследования дела о наезде изымать весь парк прокатных самокатов?
У такого решения проблемы, конечно, найдется, много сторонников. Никому не хочется, чтобы в него врезался кусок железа весом в полтора десятка килограммов, несущийся со скоростью до 20 км/ч. Но так было всегда: и с автомобилями, и под лошадь вполне можно было попасть.
От прогресса никуда не денешься. Люди хотят передвигаться быстро, далеко и без усилий — ровно такое желание заставляло их в своё время изобрести автомобиль. Это желание не исчезнет. На смену электросамокатам через несколько лет придут какие-нибудь реактивные ранцы или персональные дроны повышенной мощности — что угодно, что может доставить человека или небольшой груз из точки А в точку Б, и при этом дешевое и несложное в управлении.
Практика показывает, что со временем те решения, которые когда-то были прогрессивными и новаторскими, начинают раздражать. С автомобилями так и произошло. Сейчас их распространение пытаются ограничить.
Некоторое время назад в Смольном выступили еще с одной современной идеей — значительного расширения зоны платной парковки в центре Петербурга, причем сразу в несколько раз. Машину, по планам чиновников, нельзя будет поставить без оплаты чуть ли не на всей территории Адмиралтейского и Центрального районов, от Невы до самого Обводного канала.
Здесь всё тоже объяснимо. Платная парковка — шаг к ее ограничению. Дальше — платный въезд. Что бы ни говорили автомобилисты, но машины — это еще более громоздкий и тяжелый кусок железа. Машин стало слишком много. Они забивают улицы, захватывают дворы, создают пробки, случаев наездов на пешеходов куда больше, чем у самокатов, плюс экологические проблемы, конечно.
Только центр мегаполиса всё равно остается значительным по площади. Можно приехать на его окраину, но передвигаться по центру тогда получится только в пределах радиуса, ограниченного физическими возможностями пешехода. Общественный транспорт, перехватывающие парковки или такси решат эту проблему только частично: человек всё равно будет привязан к той точке, где его высадили. Куда привезли, там и гуляйте. Каршеринг — тоже не окончательный выход: нет разницы, личными или прокатными автомобилями будут заставлены улицы.
Тут дело даже не столько в искусственных ограничениях, сколько в историческом регрессе. По сути, ситуацию пытаются вернуть в состояние середины XX века, когда машин в центре было мало не из-за платной парковки или платного въезда, а потому, что их просто было мало, а большинство граждан было вынуждено давиться в автобусах либо иногда разоряться на такси.
Но в булочную, как известно, на такси не ездили. Гражданин привязывался к маршруту работа-дом, а гулять мог, например, в отдельный день в специально предназначенном для этого парке. Что, в общем, соответствовало социальным установкам эпохи, но не XXI веку индивидуальной мобильности, когда человек хочет именно что в булочную поехать, а не пойти, причем в ту булочную, какую, опять же, захочет, а не в ту, которую ему воткнули под бок, а вот машину при этом уже считает тягостью.
Много десятилетий города приспосабливали под раздельное сосуществование автомашин и людей. Противопоставление автомобилистов и пешеходов сделалось общим местом, будто речь идет о ненавидящих друг друга народах, будто автомобилист — это некий кентавр, намертво приросший к колесам и не имеющий ничего общего с homo sapiens. Да нет, один и тот же человек может утром сесть за руль, днем — на велосипед или самокат, а вечером и вовсе пройтись пешком. Как именно передвигаться, зависит от цели.
Скорее всего, всё, конечно, банально, и цель чиновников — всего лишь заработать на водителях, а в скутерах и самокатах они видят конкурента общественному транспорту и такси. Но если представить, что мы всё-таки говорим о приспособлении города под нужды времени, то стоит замахнуться на пересмотр принципов существования в нем людей, с тем чтобы общественное пространство было не ограниченным загоном от сих до сих, а составляло весь центр.
До сих пор альтернативой машине представляется лишь другая машина. Хотя самокаты, как и все прочие компактные средства передвижения, — не только развлечение, но потенциально востребованный вид транспорта, во многом сезонный, но не маргинальный. Нуждающийся, конечно, в правилах, ограничениях и штрафах, но одновременно и в расширении прав и возможностей. Даже, кстати, в том случае, если государство захочет заняться этим транспортом централизованно. Регуляция не должна, как обычно, быть нацелена на ликвидацию явления, а не на его развитие. Люди ведь всё равно будут искать способы перемещения, и властям придется бороться с ними ровно до тех пор, пока создавать условия не станет выгоднее, чем запрещать.
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
Союз меча и орала. Кремль хочет от крупного бизнеса денег и энтузиазма
Подробнее
Боязнь пауков
Подробнее
Долгими дорогами борьбы. Владимир Путин превращает спецоперацию в образ жизни
Подробнее
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГрузАвтоТранс» Владимир Матягин рассказал «Новому проспекту» о новых правилах контроля перевозок в Ленобласти и причинах возникновения «замкнутого круга проблем» с российскими дорогами.
Ольга Вильде
02.02.2023
Трудно подобрать какое-то одно главное определение для уходящего года. В зависимости от взглядов он может быть охарактеризован каждым отдельным человеком в диапазоне от катастрофического до триумфального. Как и сто с лишним лет назад, Москва надеется посеять бурю мирового масштаба, чтобы выйти из нее обновленной. Видимо, это наш традиционный метод развития.
Михаил Шевчук
31.12.2022
Военкоматы Псковской области попросили областных аграриев предоставить им технику для военных нужд. Правда в военном комиссариате региона утверждают, что речь идет лишь о сверке данных о наличии транспортных ресурсов в АПК.
Екатерина Фомичева
14.11.2022