Екатерина Захарова: "Экспорт молочной продукции — это окно возможностей"
Екатерина Захарова, ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка (DIA), рассказала «Новому проспекту», каков экспортный потенциал у молочной продукции российского производства, каким странам уже интересны наши сыр и молоко и куда еще стоит закинуть удочки экспортерам.
В прошлом году в России, по нашим подсчетам, был произведен 21 млн т молока, при этом импорт молочной продукции в пересчете на молоко составил 4 млн т. Правда, Федеральная таможенная служба закрыла данные статистики по импорту и экспорту, так что мы можем оперировать только собственной аналитикой DIA.
Мы видим, что сократился импорт сыров, а также сыворотки, но практически на уровне прошлого года остался импорт сливочного масла. И по нашим прогнозам, общий импорт молочной продукции по итогам года в Россию сократится незначительно. При этом на 95% он будет белорусским (хотя в прошлом году часть импорта к нам шла из Новой Зеландии). Но справедливости ради стоит сказать, что, начиная с 2014 года, доля белорусской продукции в импорте молочных продуктов в Россию превышала 80%, в частности по таким популярным позициям, как сыр, творог, сухое молоко.
Что касается экспорта, то он рос в тоннаже: в 2021 году он увеличился на 9%, до 326 тыс. т. Да, доля экспорта невелика, но тем не менее некоторые российские компании достаточно успешно занимались поставками своей продукции, и не только на рынки СНГ.
Некоторые экспортные категории росли довольно заметно с учетом низкой базы, например сегмент сухой сыворотки. Кроме того, увеличились продажи за рубеж питьевого молока и творога.
Ключевым рынком для экспорта российских поставщиков пока остаются страны СНГ, в первую очередь Казахстан. Есть также попытки некоторых компаний поставлять продукцию в страны Ближнего Востока и Азии. Некоторые делают это весьма успешно, пусть и в небольших объемах.
Если говорить об экспортном потенциале этого года, то он сейчас не очень благоприятный с учетом укрепления рубля. Напомню, Центр изучения молочного рынка несколько лет назад уже говорил о том, что экспорт — это логично, важно и полезно. И это хорошее и важное окно возможностей для российской молочной отрасли, которая в предыдущие годы росла отличными темпами (примерно по 4% в год, что хорошо по сравнению с динамикой других стран).
Экспорт был бы логичной историей для российских производителей. Можно развивать его и в страны дальнего зарубежья, например в регионы с растущим населением, допустим в Африку, куда сейчас активно импортирует продукцию ЕС. Да, это бедный континент, но и российским компаниям туда можно было бы поставлять, например, сухое молоко, а также биржевые товары. Можно рассмотреть для экспорта и страны Юго-Восточной Азии и Ближний Восток.
Но сейчас продавать молоко и молочные продукты на экспорт становится всё сложнее, и не только потому, что для этого нужно развивать экономическое и иное сотрудничество. Проблема в том, что поставки также тормозит логистика. Например, на Дальний Восток нашу продукцию возить долго и дорого, да и инфраструктура для этого пока не развита. Не решены также проблемы, связанные с курсом рубля и технологической базой.
Но если внутренний рынок будет сокращаться из-за снижения доходов и сокращения населения в целом (а такое вполне возможно) и если мы при этом хотим сохранить молочную отрасль, то производителям как раз нужно развивать экспорт.
Если оценивать все перечисленные проблемы и очередность их решения, то акцент сейчас, скорее всего, нужно делать на формировании собственной технологической базы. Тут речь идет об импортозамещении оборудования и ветпрепаратов. Это очень непросто и небыстро, но этим нужно заниматься. Рассчитывать только на параллельный импорт не стоит.
При снижении внутреннего потребления было бы логично развивать экспорт, но в нынешних условиях очень сложно будет это делать.
Мнение озвучено в рамках IV агропромышленного форума «Молоко России — 2022»