Екатерина Тейдер: «Общественные пространства притягивают миллениалов»
Рынок недвижимости — один из самых консервативных. Его игроки мало обращают внимание на возможности, которые открывают перед ними новые тренды. А зря. Достижения в бизнесе зачастую зависят от того, насколько он близок к реалиям рынка, который постоянно меняется.
Что на повестке сегодня? Потребность в живом общении и прямых коммуникациях. Это обратная сторона уже привычного для многих образа жизни онлайн. Люди от него устают и хотят выходить в свет. Но выходить куда? Ответом на этот вопрос стало создание общественных пространств. Поэтому всё больше девелоперов включают их в состав своих проектов: открываются коворкинги и коливинги, бизнес-центры, которые легко трансформируются в конференц-зоны и выставочные пространства. Даже посетив продовольственный рынок в выходной день, сегодня можно неожиданно оказаться в лектории.
Развитие общественных пространств — глобальный тренд.
В Европе, например, всё большим спросом пользуются отели с площадью номеров всего 10-15 м2, но в которых есть большие общественные зоны, где можно проводить время с друзьями, возвращаясь к себе, по сути, только чтобы поспать.
Но создать само пространство для коммуникаций недостаточно. Для общения нужен повод. Поэтому в проектах с общественными зонами тщательно продумывают еvent-программу. Атмосфера места — сложная субстанция. Её трудно просчитать и ещё сложнее тиражировать.
Обсуждая развитие отеля Zoku в Амстердаме с его идеологом, мы пришли к выводу, что ассоциация бренда с атмосферой высокого качества на каком-то этапе может стать даже препятствием на пути развития проекта как сети. Да, идею можно масштабировать и запустить сеть. Но создать атмосферу на каждом объекте практически невозможно. Ведь атмосфера зависит от людей. А люди везде разные.
В качестве положительного опыта можно вспомнить, пожалуй, только сетевой проект Roam, где коливинг удачно объединили с коворкингом. Проекты этой сети есть в Сан-Франциско, Лондоне, Майами, Токио и на Бали. Несмотря на обширную географию, команде удается сохранять концепцию во всех локациях. Но это, скорее, счастливое исключение из правила и опыт, который надо изучать.
Само по себе создание общественных пространств ещё не является залогом успеха девелопера.
Здесь важную роль играет не только правильно выбранная концепция и её воплощение в жизнь, но и качественное управление после запуска. И рассчитывать на увеличение доходности проекта можно только при успешной реализации всех трёх компонентов.
Как управлять? Здесь возможны варианты. Некоторые считают, что проще общественные пространства продать. И в последнее время было немало сделок с недвижимостью такого формата.
Второй возможный путь — сдать их в аренду, но контролировать процесс. Третий — оставить проекты под собственным управлением. И, по моим наблюдениям, девелоперы всё чаще идут именно по этому пути, создавая собственные УК. Но поскольку управление активами — отдельный бизнес, те, кто его выбрал, вероятней всего придут в итоге к совместным проектам с профильными игроками.
Например, в конце прошлого года стало известно о сотрудничестве гостиничного оператора Accor Hotels и компании NextDoor, которая специализируется на создании общественных мест. Зачем крупные игроки рынка ставят на этот формат? Они видят его экономическую перспективу.
Создание общественного пространства обходится тому же отелю дешевле, чем вложения в рекламные компании для заполнения номерного фонда.
Например, стоимость размещения в хостеле Generator в Лондоне на 10-15% выше, чем у конкурентов, но благодаря атмосфере и репутации модного тусовочного места он всегда полон.
Конечно, встроенные общественные пространства, коворкинги и другие новые форматы — это рецепт успеха не для всех. Но это точно рабочий инструмент для тех, кто хочет занять свою нишу в сегменте, который формирует аудитория нового поколения потребителей — миллениалов. Их предпочтения и запросы меняются очень динамично. Поэтому, делая ставку на эту аудиторию, нужно пробовать всё новое в недвижимости и чаще сверяться с тем, что происходит на рынке. Классические, закостеневшие форматы у этой публики не в почёте.
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ