Екатерина Райлян: «У персонала забрали ключ от сейфа, где деньги лежат»
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Екатерина Райлян: «У персонала забрали ключ от сейфа, где деньги лежат»

Екатерина Райлян 29 декабря 2020
Екатерина Райлян: «У персонала забрали ключ от сейфа, где деньги лежат»
Екатерина Райлян, руководитель департамента Федерации рестораторов и отельеров России по вопросам миграционного учета, рассказала «Новому проспекту» о главных изменениях миграционного законодательства в уходящем году и подводных камнях, которые поджидают гостиницы при регистрации гостей.

Все переходят на единый портал

Два года назад мы активно работали с гостиницами Московской области, чтобы понять, что нужно изменить в работе Единого портала госусгуг (ЕПГУ) при передаче данных от гостиниц в управление по вопросам миграции МВД. Управление взяло паузу, чтобы доработать то, что для нас было критично, сейчас портал госуслуг прошел тестирование в некоторых регионах, и ряд гостиниц уже может с ним работать.

А в следующем году состоится переход всех отелей на единый портал госуслуг. Государственных каналов, которыми сейчас пользуются гостиницы, больше не будет. А операторам, с которыми отели работают сейчас, придется перестроить свою работу так, чтобы гостиницы могли передавать данные через ЕГПУ, но через привычный интерфейс.

Декларируется, что услуга будет бесплатной за исключением лишь выдачи электронно-цифровой подписи. Здесь до последнего времени была неувязка. Когда гостиница заключала соглашение с МВД, а руководитель отеля создавал на портале госуслуг личный кабинет, он обязан был дать доступ своим сотрудникам к своему личному аккаунту, и он это делал. В результате все сотрудники, имеющие дело с миграционным учетом, могли делать всё что угодно с движимым и недвижимым имуществом своего руководителя. И такие случаи были! Условно говоря, персонал получал ключ от сейфа, где деньги лежат, а это не очень правильно.

Сейчас эту связку расцепили, и у сотрудников гостиницы теперь нет доступа к личному кабинету руководителя. Во II квартале 2021 года мы планируем внедрить на Едином портале госуслуг пакетную загрузку документов учета, к которой все привыкли: тогда можно будет делать сразу сто, двести, триста уведомлений и отправлять их сразу пакетом.

Следите за моментом!

Есть ли смысл сейчас переходить на коммерческие программы или лучше дождаться запуска ЕПГУ? Сейчас это самостоятельный выбор гостиницы. На мой взгляд, пока Единый портал госуслуг не работает масштабно, можно поработать и с другими коммерческими структурами. Но рекомендую обратить внимание на то, как в договоре с ними отражена ответственность об уведомлении госорганов, а именно: в какой конкретно момент возникает ответственность компании и когда она переходит на сторону МВД, то есть когда государственный орган уведомлен, что гостиница отправила данные гостя в миграционную службу.

Это тонкий момент. Могут быть сбои в их программе, или в программе МВД, или еще какие-то недоразумения. В результате гостиница останется виноватой, даже если она сделала всё правильно, не нарушив никакие сроки. Руководитель отправил данные вовремя, но где-то что-то зависло, и ему пришел штраф. А при более внимательном прочтении документов оказывается, что полная ответственность за цикл услуг по передаче данных лежит на гостинице, хотя передает их посредник. 

Преимущество ЕПГУ в том, что при передаче данных через него дата и время формирования документа четко фиксируются, и именно этот момент госорганы считают моментом оповещения: человек уже поставлен на учет. И это хорошая новость!

Все формы уведомлений одинаково важны

Обращаю внимание на новую форму уведомления прибытия и убытия российских и иностранных гостей. Важно знать, что форма №5 упразднена, хотя конкретного документа о ее упразднении нет. Но у нас есть Приказ МВД РФ от 9 июля 2018 года №435 «Об утверждении Порядка представления администрациями гостиниц, санаториев…», где утверждены две формы: 10-я (о прибытии российских граждан) и 11-я (об их убытии). Мнения по этому приказу разделились даже в самом МВД: некоторые считают, что он касается только больниц, а некоторые — что в том числе и гостиниц. Я рекомендую использовать обе формы — и 10-ю, и 11-ю.

И еще один важный юридический момент. Уведомление об убытии надо заполнять, исходя из Приказа МВД РФ от 14 сентября 2020 года № 641 «Об утверждении формы уведомления об убытии иностранного гражданина…». Многие считают, что это уведомление не стоит того, чтобы тратить на него время. Но если отельер не будет сообщать об убытии иностранного гражданина в течение 12 часов последующего рабочего дня по форме 641-го приказа МВД, ему выпишут точно такой же штраф, как если бы он вообще не уведомил власти о прибытии гражданина.

Обращаю также внимание на Федеральный закон от 8 июня 2020 года №182 «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Он внес много изменений в работу гостиниц. В частности, в нем говорится, что если приезжают студенты, имеющие регистрацию в общежитии, их на учет ставить можно: регистрацию из-за этого они не потеряют. Подчеркиваю, это написано в ФЗ-182, но реализуется он через прикладное программное обеспечение «Территория», на котором работает МВД. Однако это программное обеспечение есть не во всех регионах! Поэтому гостиницы должны обязательно предупреждать своих постояльцев, что им по возвращении в общежитие нужно обязательно перепроверить свою регистрацию. Они ее на самом деле могут потерять из-за технического несовершенства системы регистрации.

Мой главный посыл: отельер должен смотреть на весь комплекс информации, поступающей из разных источников, и всегда перепроверять то, что он от кого-то слышит. Я в своей работе периодически сталкиваюсь с тем, что не всегда можно ориентироваться даже на слова инспектора МВД, который работает с гостиницей. Он может попросту не прочитать новые поправки в законодательство.

По материалам форума ФРиО «РЕГБИ-2020: ресторанный и гостиничный бизнес в эпоху перемен» 


К списку новостей