Екатерина Борисоглебская: "Пренебрежение к рынку уцененных товаров уходит в прошлое"
Екатерина Борисоглебская, руководитель службы развития ресейла компании «Яндекс.Маркет», рассказала, что такое ресейл и re-commerce, какие категории товаров больше всего подлежат уценке и каков потенциал этого сегмента торговли.
У нас в компании есть понятие re-commerce. Оно означает продажу через интернет товаров, которыми пользовались другие люди (б/у), а также товаров, которые присутствуют на рынке в огромном количестве: с поврежденной упаковкой, с дефектами, остатков прошлого сезона.
То есть мы несколько расширяем традиционное понятие ресейла — продажи уцененных и б/у-товаров (прежде всего одежды, обуви и аксессуаров, но на рынке ресейла можно найти, к примеру, и электронику. — Прим. «НП»).
От секонд-хендов площадки ресейла отличает то, что на них в подавляющем случае перепродают брендовые или выпущенные в рамках лимитированных коллекций вещи, находящиеся в идеальном состоянии, но гораздо более дешево.
Уцененные и б/у-товары в прошлом году составляли уже 12% от всего рынка e-commerce в России, это 0,65 трлн рублей. То есть мы понимаем, что re-commerce как сегмент бизнеса уже больше, чем некоторые маркетплейсы, и вполне может конкурировать с лидерами рынка на уровне e-commerce. При этом он быстро растет.
В 2022 году по отношению к 2021 году re-commerce вырос в среднем на 21% по всем категориям. E-commerce в целом растет быстрее (за прошлый год он вырос на 39%), но при этом он каннибализирует офлайн.
По запросам мы видим растущий интерес пользователей к б/у товарам: в последние два года он вырос на 25%. При этом 57% людей, приобретавших товары онлайн, говорят о том, что они в том числе приобретали и б/у-товары.
Взрывной рост показал сегмент managed resale — новые модели в ресейле. Этот сегмент за два последних года вырос в 4 раза.
Классифайды vs маркетплейсы
Есть заблуждение насчет того, что аудитории рынка ресейла и рынка маркетплейсов разные. Но это не так. Мы сравниваем аудиторию своих месячных пользователей и, к примеру, «Авито» и понимаем, что они пересекаются почти на 60%, и эта цифра постоянно растет.
И сегодня пользователи, становясь всё более внимательными к цене на товар, параллельно смотрят предложения фактически на всех площадках, включая классифайды (онлайн-сервисы, где собраны сгруппированные по темам объявления от физических и юридических лиц с различными предложениями. — Прим. «НП»).
Разница между классифайдами, маркетплейсами и онлайн-игроками стирается, потому что появляются проверка товара, гарантия, удобные способы доставки и прочее — словом, новые финансовые инструменты. И ассортимент на многих площадках пересекается.
Когда мы в «Яндекс.Маркете» стартовали с развитием ресейла, мы понимали, что нам нельзя двигаться в сторону классифайда и крайне важно поддерживать и сохранять те уникальные торговые предложения, которые уже сформированы на платформе. Поэтому у нас существует программа возврата и гарантии на товар, и мы сделали всё, чтобы наши партнеры, которые размещают на платформе свои товары, поддержали все инструменты маркетплейса.
Электроника первична
Сейчас на нашей платформе уже доступно более 800 тыс. товаров, и в основном это бытовая техника и электроника, на которых мы фокусировались в течение всего последнего времени: их почти 80% изо всех товаров, которые мы продаем в ресейле.
Для проверки качества техники (и не только техники, конечно) у нас существует большой центр товарной экспертизы.
Вообще, если посмотреть на международный рынок, то там в отношении ресейла первым и довольно объемным был именно сегмент электроники и бытовой техники. А вслед за ним уже пошли игроки fashion-рынка (одежда, обувь, аксессуары).
С середины года и далее мы начинаем расширять ассортимент товаров детской категории, fashion и других.
Детские товары очень востребованы и со стороны продажи, и со стороны покупки, но пока очень мало игроков качественно работают в b2c-сегменте. Потому что детские товары — это не только покупка, которая становится ненужной через естественный период времени, это еще и сложно принимаемое решение, потому что речь о самых дорогих людях в семье, в отношении которых получить что-то неприятное гораздо тяжелее, чем просто вернуть непонравившийся товар.
Стоит отметить, что рынок ресейла вообще традиционно сложный: он требует внимания к качеству и большой работы в модерации. Это не так просто, как запустить новые модели в маркетплейсе, и поэтому, возможно, скорость его развития не так высока.
Потенциал огромен
Мы считаем, что рынок ресейла будет продолжать расти минимум на 25% в год, и это является ответом покупателям, стремящимся получить хорошее качество товаров по сопоставимым ценам.
По сути, все игроки, которые занимаются сегодня ресейлом, не конкурируют друг с другом, а создают новую нишу, развивая новые потребительские привычки и меняя в целом как отношение к продукту, так и пользовательское поведение.
Кроме того, мы видим, что некоторое пренебрежение к рынку уценки и б/у сокращается, становясь не только нормой, но и мейнстримом. Потенциал этого рынка огромен.
По материалам сессии «Ресейл в ретейле: актуально ли внедрять прямо сейчас», проходившей в рамках Недели ретейла — 2023