Эдуард Пичугин: "Кинотеатров в стране просто не останется"
На днях Walt Disney Company приостановила поставку своих фильмов в российские кинотеатры. Аналогичное решение приняла и кинокомпания Sony. А Warner Bros. решила не выпускать в российских прокат фильм «Бэтмен», который должен был начать шествие по отечественным кинотеатрам 2 марта. Все эти решения иностранные компании приняли в связи с военной операцией на Украине.
Российская Ассоциация владельцев кинотеатров сегодня обратилась к правительству с просьбой о помощи. Индустрия кинопроката после санкций, по их мнению, может не выжить. Эдуард Пичугин, член правления Гильдии продюсеров России, рассказал «Новому проспекту» о сложившейся в индустрии ситуации.
Последние 2 года были очень сложными для киноиндустрии из-за пандемии ковида. Многие игроки в разных регионах России либо ушли с рынка, либо закрыли нерентабельные кинотеатры.
Самым сложным был 2020 год, когда правообладатели картин стали откладывать выпуск фильмов до лучших времен. Например, последний фильм о Джеймсе Бонде мы увидели не в 2020 году, как ожидалось первоначально, а только в 2021 году. Такая же ситуация была и с показом некоторых других блокбастеров, которые обычно собирают большую аудиторию.
Кинотеатрам принципиально важно наличие в репертуаре фильмов, интересных аудитории, поскольку сейчас россияне ходят в кино не ради того, чтобы посидеть в кресле и посмотреть картину на большом экране, а чтобы увидеть новинки, которые они давно ожидали. Причем некоторые молодые люди ходят на один и тот же фильм несколько раз с разными компаниями. Важно также, чтобы в одном кинотеатре одновременно в нескольких залах шли показы разных фильмов, чтобы привлечь больше аудитории.
В 2021 году ситуация улучшилась, в первую очередь из-за того, что в прокат вышли те самые ожидаемые блокбастеры, и зритель вернулся в кинотеатры. Однако антиковидные ограничения (требование заполнять зал лишь на 25%, 50%, а затем на 75%) и введение QR-кодов на посещение сказались на отрасли негативно. Известно немало примеров, когда люди покупали билеты через интернет, приходили в кинотеатр и сдавали билеты в кассу, потому что QR-кодов у них не было. Кроме того, некоторые посетители не ходили в кино принципиально, потому что боялись заразиться коронавирусом.
Так что посещаемость кинотеатров в прошлом году была волнообразная. Например, в сентябре и октябре они отработали очень неплохо, а потом антиковидные меры привели к серьезному ухудшению показателей, поэтому достичь допандемийных результатов не удалось.
Недавнее решение правообладателей американских фильмов отказаться от проката в России на фоне событий на Украине, разумеется, больно ударит по работе киноиндустрии. Особенно с учетом того, что сейчас зритель, как я уже говорил, идет на конкретный фильм.
Репертуарный план кинотеатров составляется на месяцы или даже на год вперед, и отмена показа нового фильма «Бэтмен» накануне его премьеры, конечно, создала массу сложностей для кинотеатров, которым пришлось резко менять репертуар. А ведь всё было спланировано изначально с учетом того, что между прокатчиками большая конкуренция за даты выпуска. Компании всегда просят по возможности разносить во времени показ фильмов, которые конкурируют за аудиторию. А тут премьера нового фильма отменяется за день до его ожидаемого показа! Это форс-мажор. Ведь зарубежные фильмы, показ которых теперь в России запрещен, составляют около 2/3 от ближайшего репертуара российских кинотеатров. Чем их заменить? Отечественная киноиндустрия заметно развивается, но делает ставку в основном на продукт для телевидения. Фильмов для просмотра в кинотеатрах производится не так много, и они не смогут закрыть возникший дефицит.
В итоге киноиндустрия оказалась одной из наиболее пострадавших отраслей от всех потрясений в экономике и политике за последние 2 года. Мне кажется, государству необходимо обратить внимание на нашу отрасль и выработать меры ее поддержки в этот сложный период, иначе кинотеатров в стране просто не останется.