Дёшево и сердито. Куда движется рынок розничной торговли?

10 Ноября 2022

Торговая отрасль всегда была наиболее устойчива ко всем кризисам, но и ей в ближайшее время придется избавляться от нерентабельных активов. По итогам года может быть закрыто около 10% магазинов в России. Сокращение количества торговых точек будет влиять на консолидацию отрасли и усиление конкуренции. Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine, рассказывает, как российский ретейл отвечает на вызовы времени.

Инфляция установила исторический максимум

Макроэкономических индикаторов для торговой отрасли страны несколько.

Одним из ключевых показателей для ретейла является курс национальной валюты. В этом году мы видим глубокие колебания этого курса. Сначала в марте наблюдалась резкая девальвация рубля: курсы доллара и евро доходили до 120-130 рублей. Потом не менее резкое укрепление, и сегодня рубль почти на 20% дороже, чем до 24 февраля, что является аномальным, учитывая риски и сложности, которые переживает наша экономика и, соответственно, российский бизнес.

Для производителей, которые во многом опираются на слабые национальные валюты, это не очень хорошо, потому что в данном случае конкурентоспособность их товаров снижается.

Параллельно, несмотря на укрепление рубля, мы видим довольно высокую инфляцию. Весной этого года она вышла на исторический максимум. Летом она традиционно замедлилась, но по-прежнему находится на высоком уровне: ее рост сейчас составляет, по официальным данным, выше 15%.

При этом уровень безработицы остается на довольно комфортном (невысоком, чуть выше 3%) уровне. Хотя стоит понимать, что объем скрытой безработицы растет, поскольку многие иностранные предприятия, приостановившие деятельность уже более полугода назад, не сократили персонал, продолжая выплачивать зарплаты, но уже сейчас этот процесс заканчивается: предприятия всё же вынуждены закрываться, что соответствующим образом сказывается на людях.

Стоимость денег растет

Четвертым макроэкономическим индикатором, на который, на мой взгляд, стоит обращать внимание, является ужесточение денежно-кредитной политики. Это происходит не только в Российской Федерации, но и в других странах мира.

Мы видим, как иностранные Центральные банки начинают ужесточать политику, многие повышают ключевые ставки. В США она уже сейчас почти достигает 4%, примерно такая же ставка в Великобритании, я думаю, что в ближайшее время к этому подтянется и Евросоюз. Высокий уровень инфляции наблюдается не только в России, но и в других странах мира, и многие ЦБ пытаются таким образом погасить инфляционное давление.

Это приводит к тому, что стоимость денег в экономике возрастает — так же, как и стоимость реализации инвестиционных проектов. Многие из них становятся нерентабельными, и мы вступаем в новую парадигму развития экономического цикла, когда инвестиционный бум перестает быть столь существенным, каким он был как минимум в последние десятилетия.

Численность населения падает

Последний ключевой макроэкономический индикатор для отрасли, который стоит отметить, — это численность населения. В прошлом году был установлен, к сожалению, антирекорд: население нашей страны сократилось почти на 1 млн человек из-за естественной убыли, и в этом году ситуация сохраняется, но при этом к естественной убыли населения добавился показатель отрицательной миграции, который мы наблюдаем впервые за 30 лет.

В общей сложности за 2021-2022 годы численность населения сократится почти на 2%, что не может не сказаться на уменьшении розничного товарооборота (РТО). В отдельных регионах это не столь чувствительно, но в ряде регионов весьма заметно и будет ощущаться еще сильнее.


Фокус на низких ценах

Розничный товарооборот в 2022 году демонстрирует новый виток кризиса: падение по итогам сентября, по данным Росстата, составляет 9,8%.

В 2022 году снижение РТО будет существеннее, чем в пандемийном 2020-м. Тогда он снизился на 5%, сейчас показатель будет значительно хуже, и прогноз на IV квартал также не внушает оптимизма. По предварительной оценке, динамика РТО по итогам этого года составит почти минус 10%.

При этом отмечу, что этот показатель считается по физической массе, то есть в штуках, литрах, килограммах. Если мы посмотрим на динамику РТО в деньгах в отдельных сегментах, то увидим, что в положительной зоне пока остаются фактически лишь продукты питания, хотя физически объем потребления также сокращается на 3-5%: люди продолжают покупать продовольствие, но обходится оно им всё дороже.

В остальных категориях товаров народного потребления ситуация гораздо более тревожная. В отдельных категориях, таких как мебель, бытовая техника и электроника, падение объема продаж составляет 30% и более. Аналогичная ситуация в динамике продаж стройматериалов, одежды, обуви и аксессуаров, а также косметики. И, прошу заметить, это в деньгах, а мы ведь во всех этих сегментах наблюдали еще и прирост цен. Но потребители резко сократили расходы на непродовольственные товары, а в отдельных категориях, например автомобили, падение составляет более 80%.

И это, конечно, ужасные показатели для отрасли, которые отражаются на бизнесе как продавцов, так и поставщиков этих сегментов.

Возможности для них две: трансформация ассортимента и изменение ценовой политики. Сегодня, я считаю, необходимо фокусироваться на низких ценах и EDLP (every day low price — установка стабильно низкой цены между постоянными ценами конкурентов и среднерыночными ценами).

Что мешает бизнесу

Одним из главных факторов, наиболее сильно препятствующих развитию компании, предприниматели и в 2021-м, и в 2022 году называют увеличение себестоимости производства. Но весной 2022 года мы увидели резкий, более чем на 20%, рост такого фактора, как высокие процентные ставки по кредитам: проблемы в этой области увеличились.

Но ключевыми факторами являются те, что связаны с событиями этого года. Прежде всего это увеличение логистических расходов компаний: маршруты стали меняться и усложнились. Далее предприниматели называют проблемы с закупками сырья и ингредиентов для производства из-за санкций, об этом заявили более 80% респондентов.

При этом снижается влияние других факторов, которые также вызывали проблемы: монополизация розничного рынка сетями, пандемия и ограничительные мероприятия, законодательные ограничения.

Миграция в онлайн

Согласно ежегодному анализу сотни крупнейших ретейлеров России, по итогам 2021 года их положение укрепилось: на них приходится половина оборота потребительских товаров и продуктов питания. Также в обороте нашей страны укрепилось положение первой десятки.

А с этого года мы начали выделять еще один сегмент рынка и соответствующий канал продаж — маркетплейсы. По итогу прошлого года их продажи составили почти 3,5% от совокупной продажи потребительских товаров и продуктов питания, а это уже близко к объему продаж на рынках и ярмарках. А по итогу 2022 года, мы уверены, этот показатель превысит объемы продаж на рынках.

Итоги первого полугодия показывают, что наши ожидания подтверждаются: онлайн-ретейлеры растут самыми высокими темпами, укрепляя свои позиции в топ-10. Население мигрирует в онлайн, и онлайн-покупки становятся доминирующими для многих сегментов потребительского рынка, таких как одежда, бытовая техника и электроника, косметика.

Также стоит отметить неплохие показатели других FMCG-ретейлеров (продающих товары повседневного спроса). Они находятся в положительной зоне, но важно учитывать, что на это влияют, во-первых, факторы продолжающейся консолидации (эти компании поглощают доли компаний, которые уходят с рынка), во-вторых, инфляции, которая также помогает демонстрировать лучшие финансовые показатели по итогам первого полугодия.

Кроме того, мы пока не приводим в первой десятке показатели таких крупных экосистем, как «Сбер» и «Яндекс», но если бы суммировали обороты точек этих компаний, то увидели бы, что «Сбер» с оборотом уже 132 млрд рублей мог бы войти в десятку ретейлеров нашей страны, а «Яндекс» буквально на подходе.

Таким образом, мы видим, как стремительно меняется наш весьма консервативный рынок.

Крупноформатные проигрывают

Что касается форматов, то отдельные из них находятся, мягко говоря, не в лучшем положении. Показатели ряда форматов, и в первую очередь «магазины у дома», близки к показателям инфляции в нашей стране, а крупноформатные магазины, такие как гипермаркеты, находятся в гораздо худшей ситуации.

К примеру, у сети «Лента» показатели весьма и весьма скромные: прирост выручки по итогам III квартала, несмотря на высочайшую инфляцию, составляет всего чуть более 2%. У «О'Кея» мы наблюдаем вообще снижение на 3%. На фоне такой инфляции это говорит о том, что физическая масса товарооборота снижается почти на 20%, что крайне тревожно, хотя на самом деле ожидаемо.

Партнерство как возможность выжить

Количество магазинов в ближайшее время будет сокращаться. По нашим оценкам, уже сейчас не менее трети торговых точек в нашей стране работают в отрицательной зоне рентабельности, и по итогам этого года около 10% магазинов может быть закрыто. Это мы увидим уже в начале следующего года.

Это естественным образом будет влиять на консолидацию отрасли.

Мы с вниманием наблюдаем за усилением межформатной конкуренции, видим, как активно растут сети дискаунтеров: почти все сейчас в ответ на вызовы времени стали открывать именно этот формат. В отдельных категориях продажи активно отнимают специализированные форматы. В частности, мы видим бурный рост алкомаркетов, которые «отъедают» продажи категории алкоголя у обычных магазинов «у дома» и у гипермаркетов.

Также важно следить за межканальной конкуренцией: кто бы еще пару лет назад мог подумать, что продукты питания будут продаваться онлайн, а бытовая техника и электроника — в магазине, который был известен как магазин одежды? Сейчас это так и происходит, и межканальная конкуренция будет усиливающимся вызовом для игроков, работающих на торговом рынке нашей страны.

Конкуренция будет, безусловно, расти, и в торговой отрасли нашей страны нужно развивать партнерство. У этого подхода огромный потенциал, и я призываю именно к такому развитию.

По материалам 22 ежегодного бизнес-саммита розничной индустрии Retail Business Russia


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня