Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»
Новый проспект
Мнения

Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»

Прочитано: 778
Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»
Генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев рассказал о потенциале роста онлайн-ретейла в России, о консолидации рынка и ставке на социальную коммерцию, в частности на live streaming.
Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19. Когда все еще считали пандемию какой-то китайской историей, у нас уже не работали серверы и логистика из Китая, и бизнес сильно просел. Но поскольку Китай уже не раз проходил через нечто подобное, у нас была определенная внутренняя готовность к форсмажору на уровне систем, процессов и алгоритмов. Это нас выручило, но обороты торговли всё равно сильно упали, это минус. Зато часть иностранного спроса получили российские продавцы, это плюс.

Россия быстро переходит на онлайн-рельсы

Рост онлайн-ретейла в мире в этом году, по разным оценкам, составил от 50% до 100%. Россия исторически отставала от большинства западных рынков по доле e-commerce, но сейчас подтянулась. По оценкам наших аналитиков, если до COVID-19 на онлайн в России приходилось 4–5% от всего розничного товарооборота (РТО), то теперь 8–10%.

Когда онлайн-продажи резко пошли вверх, было много опасений: а не вернутся ли покупатели в офлайн, когда карантин закончится? Сейчас уже понятно, что вернутся далеко не все и не во всех сегментах. 

С момента снятия локдауна люди из онлайна не ушли. Мы прогнозируем сохранение его роста в России в таком темпе, что к 2024 году его доля составит минимум 19% от РТО. При этом наша страна выйдет лишь на тот уровень, на котором были лидеры онлайна до кризиса (в Японии и Нидерландах доля онлайна в 2019 году составляла 10%, в США и Франции — 11%, в Южной Корее — 15%, в Германии — 16%, в Великобритании — 19%, в Китае — 21%). Между тем эти страны тоже увеличили долю онлайна в этом году на 3–7% (до 14–26%), и она продолжает рост.

Таким образом, даже через 5 лет Россия будет ощутимо отставать от развитых e-commerce рынков, правда, сократит свое отставание. 

При этом мы не говорим о жестком противодействии онлайн и офлайн. Нет, они дополняют друг друга. Мы все ходим в торговые центры не только для того, чтобы что-то купить, но и чтобы просто провести время: сходить в кино, на фуд-корт, потусоваться. Всё это, безусловно, сохранится.

Консолидация рынка растет

Еще одна тенденция — это консолидация рынка e-commerce. Уже сейчас во многих странах большую долю онлайн-рынка контролируют три-четыре топ-игрока: например, в Китае эта доля составляет 84%, в США — 63%, в Бразилии — 49% рынка.

Российский рынок исторически был слабо консолидирован. На нем не наблюдалось явных лидеров. Скорее это вереница площадок, в которой много магазинов одной категории товаров, и даже мультиигроки являются продолжением офлайн-сетей. А доля трех крупнейших игроков российского рынка (Ozon, Wildberries, AliExpress) в 2019 году составляла всего 24% онлайн-рынка.

А поскольку в кризис крупные компании обычно становятся только больше, так как у них больше ресурсов, в 2020 году темпы консолидации рынка ускорились. По нашему прогнозу, к 2024–2025 годам доля топ-игроков онлайн-ретейла в России составит 50–60%.

Будущее за маркетплейсами

Еще один важный тренд — развитие маркетплейсов. Это доминирующая модель во всем мире, в том числе и в России. По сути, маркетплейс — это витрина, соединяющая продавца и покупателя. Выход туда во многом похож на выход в торговый центр. Администрация офлайн-торгового центра отвечает за то, чтобы этот ТЦ функционировал, в нем было чисто, удобно, чтобы трафик правильно распределялся. То же самое делает администрация маркетплейса: она создает правильную инфраструктуру: трафик, онлайн-витрину, логистику, платежи, инструменты повышения продаж, службу клиентской поддержки, аналитику и многое другое — и дает возможность бизнесу этим пользоваться.

Рост маркетплейсов во многом обусловлен выходом на них малого и среднего бизнеса, который в какой-то момент просто был выключен из офлайна и мог продавать свои товары только в сети. А маркетплейс — самый быстрый и удобный способ для этого, поскольку обеспечивает продажи под ключ.

Модель маркетплейса позволяет игрокам онлайн-ретейла быстро масштабировать бизнес без дополнительных инвестиций в рабочий капитал и при этом очень быстро выйти к потребителю. По этой модели развивается весь мировой e-commerce рынок, и мы верим, что за ней будущее. У нас, к примеру, с начала пандемии выросло более чем в 3 раза количество локальных продавцов.

Идем на прямую трансляцию с покупателями

Последний важный тренд — социальная коммерция. Суть его в том, что люди огромное количество времени проводят в социальных сетях, где можно и покупать, и продавать. Некоторые бизнесы сейчас полностью замкнуты на социальные сети — своя площадка для этого им становится вообще не нужна.

Мы активно работаем над этим направлением. Вместе с «ВКонтакте» и «Одноклассниками» через live streaming (прямую трансляцию) мы продали в пандемию товаров продавцов почти на 1 млрд рублей. В этом отношении у нас есть преимущества. Во-первых, мы входим в экосистему Mail.ru, которая включает в себя, в том числе, и эти крупнейшие российские социальные сети. Во-вторых, у нас большой опыт работы в Китае, где торговля в соцсетях — это мощнейший тренд и где блогеры в live streaming продают больше, чем крупнейшие российские e-commerce площадки.

Нам кажется, что это очень важное направление, и бизнесу стоит не только к нему присмотреться, но и погрузиться в тему, поскольку микс из развлечений и потребления очень эффективен.

По материалам выступления на Callday 2020

Справка «Нового проспекта»:

Дмитрий Сергеев родился в 1975 году в Ташкенте. В 1988 году окончил международно-правовой факультет МГИМО (специализация «Международное право»). Начал трудовую деятельность в юридическом управлении Альфа-банка, затем занимал руководящие должности в «Региональной медиа группе», на телеканале ТВ-3, в «Группе Медиа-1 Менеджмент», «ЮТВ Холдинге», «Коммерсантъ-холдинге», «ВКонтакте», Mail.Ru Group. В 2018 году вошел в совет директоров Mail.Ru Group. С 2019 года является генеральным директором «AliExpress Россия».

«AliExpress Россия» — совместное российско-китайское предприятие в области социальной электронной коммерции в России и странах СНГ, созданное в 2019 году Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), Mail.ru Group, Alibaba и «МегаФон», которые инвестировали в создание нового предприятия $300 млн. Компания работает в российской юрисдикции и имеет двух генеральных директоров: российского — Дмитрия Сергеева (от Mail.Ru Group) и китайского — Лю Вэй (от Alibaba). В компании работают более 400 сотрудников. Заказы доставляются в населенные пункты Российской Федерации с помощью ключевого партнера «Почта России». За первые полгода 2020 россияне получили 122 млн посылок. При этом 18% из общего объема заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, а более 30% — на удаленные населенные пункты.

e-commerce ретейл логистика
Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.

В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки