Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»

01 Декабря 2020

Генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев рассказал о потенциале роста онлайн-ретейла в России, о консолидации рынка и ставке на социальную коммерцию, в частности на live streaming.

Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19. Когда все еще считали пандемию какой-то китайской историей, у нас уже не работали серверы и логистика из Китая, и бизнес сильно просел. Но поскольку Китай уже не раз проходил через нечто подобное, у нас была определенная внутренняя готовность к форсмажору на уровне систем, процессов и алгоритмов. Это нас выручило, но обороты торговли всё равно сильно упали, это минус. Зато часть иностранного спроса получили российские продавцы, это плюс.

Россия быстро переходит на онлайн-рельсы

Рост онлайн-ретейла в мире в этом году, по разным оценкам, составил от 50% до 100%. Россия исторически отставала от большинства западных рынков по доле e-commerce, но сейчас подтянулась. По оценкам наших аналитиков, если до COVID-19 на онлайн в России приходилось 4–5% от всего розничного товарооборота (РТО), то теперь 8–10%.

Когда онлайн-продажи резко пошли вверх, было много опасений: а не вернутся ли покупатели в офлайн, когда карантин закончится? Сейчас уже понятно, что вернутся далеко не все и не во всех сегментах. 

С момента снятия локдауна люди из онлайна не ушли. Мы прогнозируем сохранение его роста в России в таком темпе, что к 2024 году его доля составит минимум 19% от РТО. При этом наша страна выйдет лишь на тот уровень, на котором были лидеры онлайна до кризиса (в Японии и Нидерландах доля онлайна в 2019 году составляла 10%, в США и Франции — 11%, в Южной Корее — 15%, в Германии — 16%, в Великобритании — 19%, в Китае — 21%). Между тем эти страны тоже увеличили долю онлайна в этом году на 3–7% (до 14–26%), и она продолжает рост.

Таким образом, даже через 5 лет Россия будет ощутимо отставать от развитых e-commerce рынков, правда, сократит свое отставание. 

При этом мы не говорим о жестком противодействии онлайн и офлайн. Нет, они дополняют друг друга. Мы все ходим в торговые центры не только для того, чтобы что-то купить, но и чтобы просто провести время: сходить в кино, на фуд-корт, потусоваться. Всё это, безусловно, сохранится.

Консолидация рынка растет

Еще одна тенденция — это консолидация рынка e-commerce. Уже сейчас во многих странах большую долю онлайн-рынка контролируют три-четыре топ-игрока: например, в Китае эта доля составляет 84%, в США — 63%, в Бразилии — 49% рынка.

Российский рынок исторически был слабо консолидирован. На нем не наблюдалось явных лидеров. Скорее это вереница площадок, в которой много магазинов одной категории товаров, и даже мультиигроки являются продолжением офлайн-сетей. А доля трех крупнейших игроков российского рынка (Ozon, Wildberries, AliExpress) в 2019 году составляла всего 24% онлайн-рынка.

А поскольку в кризис крупные компании обычно становятся только больше, так как у них больше ресурсов, в 2020 году темпы консолидации рынка ускорились. По нашему прогнозу, к 2024–2025 годам доля топ-игроков онлайн-ретейла в России составит 50–60%.

Будущее за маркетплейсами

Еще один важный тренд — развитие маркетплейсов. Это доминирующая модель во всем мире, в том числе и в России. По сути, маркетплейс — это витрина, соединяющая продавца и покупателя. Выход туда во многом похож на выход в торговый центр. Администрация офлайн-торгового центра отвечает за то, чтобы этот ТЦ функционировал, в нем было чисто, удобно, чтобы трафик правильно распределялся. То же самое делает администрация маркетплейса: она создает правильную инфраструктуру: трафик, онлайн-витрину, логистику, платежи, инструменты повышения продаж, службу клиентской поддержки, аналитику и многое другое — и дает возможность бизнесу этим пользоваться.

Рост маркетплейсов во многом обусловлен выходом на них малого и среднего бизнеса, который в какой-то момент просто был выключен из офлайна и мог продавать свои товары только в сети. А маркетплейс — самый быстрый и удобный способ для этого, поскольку обеспечивает продажи под ключ.

Модель маркетплейса позволяет игрокам онлайн-ретейла быстро масштабировать бизнес без дополнительных инвестиций в рабочий капитал и при этом очень быстро выйти к потребителю. По этой модели развивается весь мировой e-commerce рынок, и мы верим, что за ней будущее. У нас, к примеру, с начала пандемии выросло более чем в 3 раза количество локальных продавцов.

Идем на прямую трансляцию с покупателями

Последний важный тренд — социальная коммерция. Суть его в том, что люди огромное количество времени проводят в социальных сетях, где можно и покупать, и продавать. Некоторые бизнесы сейчас полностью замкнуты на социальные сети — своя площадка для этого им становится вообще не нужна.

Мы активно работаем над этим направлением. Вместе с «ВКонтакте» и «Одноклассниками» через live streaming (прямую трансляцию) мы продали в пандемию товаров продавцов почти на 1 млрд рублей. В этом отношении у нас есть преимущества. Во-первых, мы входим в экосистему Mail.ru, которая включает в себя, в том числе, и эти крупнейшие российские социальные сети. Во-вторых, у нас большой опыт работы в Китае, где торговля в соцсетях — это мощнейший тренд и где блогеры в live streaming продают больше, чем крупнейшие российские e-commerce площадки.

Нам кажется, что это очень важное направление, и бизнесу стоит не только к нему присмотреться, но и погрузиться в тему, поскольку микс из развлечений и потребления очень эффективен.

По материалам выступления на Callday 2020

Справка «Нового проспекта»:

Дмитрий Сергеев

родился в 1975 году в Ташкенте. В 1988 году окончил международно-правовой факультет МГИМО (специализация «Международное право»). Начал трудовую деятельность в юридическом управлении Альфа-банка, затем занимал руководящие должности в «Региональной медиа группе», на телеканале ТВ-3, в «Группе Медиа-1 Менеджмент», «ЮТВ Холдинге», «Коммерсантъ-холдинге», «ВКонтакте», Mail.Ru Group. В 2018 году вошел в совет директоров Mail.Ru Group. С 2019 года является генеральным директором «AliExpress Россия».

«AliExpress Россия» — совместное российско-китайское предприятие в области социальной электронной коммерции в России и странах СНГ, созданное в 2019 году Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), Mail.ru Group, Alibaba и «МегаФон», которые инвестировали в создание нового предприятия $300 млн. Компания работает в российской юрисдикции и имеет двух генеральных директоров: российского — Дмитрия Сергеева (от Mail.Ru Group) и китайского — Лю Вэй (от Alibaba). В компании работают более 400 сотрудников. Заказы доставляются в населенные пункты Российской Федерации с помощью ключевого партнера «Почта России». За первые полгода 2020 россияне получили 122 млн посылок. При этом 18% из общего объема заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, а более 30% — на удаленные населенные пункты.

Актуально сегодня