Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»
Мнения

Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»

Прочитано: 612
Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»
Генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев рассказал о потенциале роста онлайн-ретейла в России, о консолидации рынка и ставке на социальную коммерцию, в частности на live streaming.
Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19. Когда все еще считали пандемию какой-то китайской историей, у нас уже не работали серверы и логистика из Китая, и бизнес сильно просел. Но поскольку Китай уже не раз проходил через нечто подобное, у нас была определенная внутренняя готовность к форсмажору на уровне систем, процессов и алгоритмов. Это нас выручило, но обороты торговли всё равно сильно упали, это минус. Зато часть иностранного спроса получили российские продавцы, это плюс.

Россия быстро переходит на онлайн-рельсы

Рост онлайн-ретейла в мире в этом году, по разным оценкам, составил от 50% до 100%. Россия исторически отставала от большинства западных рынков по доле e-commerce, но сейчас подтянулась. По оценкам наших аналитиков, если до COVID-19 на онлайн в России приходилось 4–5% от всего розничного товарооборота (РТО), то теперь 8–10%.

Когда онлайн-продажи резко пошли вверх, было много опасений: а не вернутся ли покупатели в офлайн, когда карантин закончится? Сейчас уже понятно, что вернутся далеко не все и не во всех сегментах. 

С момента снятия локдауна люди из онлайна не ушли. Мы прогнозируем сохранение его роста в России в таком темпе, что к 2024 году его доля составит минимум 19% от РТО. При этом наша страна выйдет лишь на тот уровень, на котором были лидеры онлайна до кризиса (в Японии и Нидерландах доля онлайна в 2019 году составляла 10%, в США и Франции — 11%, в Южной Корее — 15%, в Германии — 16%, в Великобритании — 19%, в Китае — 21%). Между тем эти страны тоже увеличили долю онлайна в этом году на 3–7% (до 14–26%), и она продолжает рост.

Таким образом, даже через 5 лет Россия будет ощутимо отставать от развитых e-commerce рынков, правда, сократит свое отставание. 

При этом мы не говорим о жестком противодействии онлайн и офлайн. Нет, они дополняют друг друга. Мы все ходим в торговые центры не только для того, чтобы что-то купить, но и чтобы просто провести время: сходить в кино, на фуд-корт, потусоваться. Всё это, безусловно, сохранится.

Консолидация рынка растет

Еще одна тенденция — это консолидация рынка e-commerce. Уже сейчас во многих странах большую долю онлайн-рынка контролируют три-четыре топ-игрока: например, в Китае эта доля составляет 84%, в США — 63%, в Бразилии — 49% рынка.

Российский рынок исторически был слабо консолидирован. На нем не наблюдалось явных лидеров. Скорее это вереница площадок, в которой много магазинов одной категории товаров, и даже мультиигроки являются продолжением офлайн-сетей. А доля трех крупнейших игроков российского рынка (Ozon, Wildberries, AliExpress) в 2019 году составляла всего 24% онлайн-рынка.

А поскольку в кризис крупные компании обычно становятся только больше, так как у них больше ресурсов, в 2020 году темпы консолидации рынка ускорились. По нашему прогнозу, к 2024–2025 годам доля топ-игроков онлайн-ретейла в России составит 50–60%.

Будущее за маркетплейсами

Еще один важный тренд — развитие маркетплейсов. Это доминирующая модель во всем мире, в том числе и в России. По сути, маркетплейс — это витрина, соединяющая продавца и покупателя. Выход туда во многом похож на выход в торговый центр. Администрация офлайн-торгового центра отвечает за то, чтобы этот ТЦ функционировал, в нем было чисто, удобно, чтобы трафик правильно распределялся. То же самое делает администрация маркетплейса: она создает правильную инфраструктуру: трафик, онлайн-витрину, логистику, платежи, инструменты повышения продаж, службу клиентской поддержки, аналитику и многое другое — и дает возможность бизнесу этим пользоваться.

Рост маркетплейсов во многом обусловлен выходом на них малого и среднего бизнеса, который в какой-то момент просто был выключен из офлайна и мог продавать свои товары только в сети. А маркетплейс — самый быстрый и удобный способ для этого, поскольку обеспечивает продажи под ключ.

Модель маркетплейса позволяет игрокам онлайн-ретейла быстро масштабировать бизнес без дополнительных инвестиций в рабочий капитал и при этом очень быстро выйти к потребителю. По этой модели развивается весь мировой e-commerce рынок, и мы верим, что за ней будущее. У нас, к примеру, с начала пандемии выросло более чем в 3 раза количество локальных продавцов.

Идем на прямую трансляцию с покупателями

Последний важный тренд — социальная коммерция. Суть его в том, что люди огромное количество времени проводят в социальных сетях, где можно и покупать, и продавать. Некоторые бизнесы сейчас полностью замкнуты на социальные сети — своя площадка для этого им становится вообще не нужна.

Мы активно работаем над этим направлением. Вместе с «ВКонтакте» и «Одноклассниками» через live streaming (прямую трансляцию) мы продали в пандемию товаров продавцов почти на 1 млрд рублей. В этом отношении у нас есть преимущества. Во-первых, мы входим в экосистему Mail.ru, которая включает в себя, в том числе, и эти крупнейшие российские социальные сети. Во-вторых, у нас большой опыт работы в Китае, где торговля в соцсетях — это мощнейший тренд и где блогеры в live streaming продают больше, чем крупнейшие российские e-commerce площадки.

Нам кажется, что это очень важное направление, и бизнесу стоит не только к нему присмотреться, но и погрузиться в тему, поскольку микс из развлечений и потребления очень эффективен.

По материалам выступления на Callday 2020

Справка «Нового проспекта»:

Дмитрий Сергеев родился в 1975 году в Ташкенте. В 1988 году окончил международно-правовой факультет МГИМО (специализация «Международное право»). Начал трудовую деятельность в юридическом управлении Альфа-банка, затем занимал руководящие должности в «Региональной медиа группе», на телеканале ТВ-3, в «Группе Медиа-1 Менеджмент», «ЮТВ Холдинге», «Коммерсантъ-холдинге», «ВКонтакте», Mail.Ru Group. В 2018 году вошел в совет директоров Mail.Ru Group. С 2019 года является генеральным директором «AliExpress Россия».

«AliExpress Россия» — совместное российско-китайское предприятие в области социальной электронной коммерции в России и странах СНГ, созданное в 2019 году Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), Mail.ru Group, Alibaba и «МегаФон», которые инвестировали в создание нового предприятия $300 млн. Компания работает в российской юрисдикции и имеет двух генеральных директоров: российского — Дмитрия Сергеева (от Mail.Ru Group) и китайского — Лю Вэй (от Alibaba). В компании работают более 400 сотрудников. Заказы доставляются в населенные пункты Российской Федерации с помощью ключевого партнера «Почта России». За первые полгода 2020 россияне получили 122 млн посылок. При этом 18% из общего объема заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, а более 30% — на удаленные населенные пункты.

e-commerce ретейл логистика
Читайте также по теме
Весь ушедший год российский непродуктовый ретейл боролся с такими вызовами, как инфляция, изменившаяся структура потребления, удорожание производства и логистики. О преодолении трудностей и планах на будущее «Новому проспекту» рассказали участники рынка.
Генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков назвал топ-10 лидеров российского ретейла, сравнил онлайн- и офлайн-продажи и дал советы, как удержаться торговым сетям на всё более конкурентном рынке.
"Черная пятница" 2021 показала: пандемийные годы выработали у россиян привычку приобретать различные товары онлайн. Как новые привычки жителей России меняют российский ретейл, разбирался "Новый проспект".

Банк ВТБ планирует построить в Петербурге новый концертный зал
15.01.2022
Собственники "Отеля Введенский" купили арт-отель "Деметра" на улице Восстания
15.01.2022
Детский омбудсмен: Петербургу нужен специальный реабилитационный центр для детей-наркоманов
15.01.2022
Власти Казахстана озвучили точное число жертв беспорядков - погибли 225 человек
15.01.2022
Россиянам разрешат оформлять налоговый вычет за расходы на среднее образование
15.01.2022
Проект реставрации после пожара "Невской мануфактуры" будет готов к осени
15.01.2022
Ученые СПбГУ придумали новый способ соединения светящегося красителя с молекулами живых клеток
15.01.2022
На месте павильонов "Ленэкспо" "Газпром" построит район элитного жилья. Проект рассмотрел градсовет
15.01.2022
Второй по размеру российский ретейлер товаров для детей "Дочки-сыночки" готовится к банкротству
15.01.2022
Законопроект о QR-кодах будет доработан до 30 января. В нем обещают учесть все жизненные ситуации
15.01.2022
Крупнейший оператор наружной рекламы Russ Outdoor покупает своего главного конкурента Gallery
15.01.2022
Комитет по природным ресурсам Ленобласти теряет профильных специалистов. Оттуда уходит Алексей Эглит
15.01.2022
Моргенштерн и Павел Дуров поддержали новый проект криптовалюты TON, созданный российскими разработчиками
15.01.2022
Компания "ЭФКО" выводит в Петербург сеть фудтраков с веганским меню "Еда будущего"
15.01.2022
Российская вакцина от ковида для детей готова к клиническим испытаниям
15.01.2022
Российская девочка-блогер Настя Радзинская заработала за год $28 млн
15.01.2022
Ученые: Жизнь на Земле возникла из-за белка, способного связывать металлы
15.01.2022
В реестр СМИ-иноагентов включили два юрлица, созданных журналистами-иноагентами
15.01.2022
В России за прошлый год появилось более 1 млн новых предприятий малого и среднего бизнеса
15.01.2022
"Магнит" приценивается к сети магазинов "Улыбка радуги"
15.01.2022
Мария Евневич вернула отцу 20% акций "Орими Трэйд" по решению суда
15.01.2022
США и НАТО готовы к повторной встречи с Россией. Но Россия пока не видит для этого оснований
15.01.2022
Первые российские миротворцы ОДКБ вернулись в Россию из Казахстана
15.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки