Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»
Новый проспект
Мнения

Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»

Прочитано: 572
Дмитрий Сергеев: «Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19»
Генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев рассказал о потенциале роста онлайн-ретейла в России, о консолидации рынка и ставке на социальную коммерцию, в частности на live streaming.
Мы первыми в России ощутили на себе влияние COVID-19. Когда все еще считали пандемию какой-то китайской историей, у нас уже не работали серверы и логистика из Китая, и бизнес сильно просел. Но поскольку Китай уже не раз проходил через нечто подобное, у нас была определенная внутренняя готовность к форсмажору на уровне систем, процессов и алгоритмов. Это нас выручило, но обороты торговли всё равно сильно упали, это минус. Зато часть иностранного спроса получили российские продавцы, это плюс.

Россия быстро переходит на онлайн-рельсы

Рост онлайн-ретейла в мире в этом году, по разным оценкам, составил от 50% до 100%. Россия исторически отставала от большинства западных рынков по доле e-commerce, но сейчас подтянулась. По оценкам наших аналитиков, если до COVID-19 на онлайн в России приходилось 4–5% от всего розничного товарооборота (РТО), то теперь 8–10%.

Когда онлайн-продажи резко пошли вверх, было много опасений: а не вернутся ли покупатели в офлайн, когда карантин закончится? Сейчас уже понятно, что вернутся далеко не все и не во всех сегментах. 

С момента снятия локдауна люди из онлайна не ушли. Мы прогнозируем сохранение его роста в России в таком темпе, что к 2024 году его доля составит минимум 19% от РТО. При этом наша страна выйдет лишь на тот уровень, на котором были лидеры онлайна до кризиса (в Японии и Нидерландах доля онлайна в 2019 году составляла 10%, в США и Франции — 11%, в Южной Корее — 15%, в Германии — 16%, в Великобритании — 19%, в Китае — 21%). Между тем эти страны тоже увеличили долю онлайна в этом году на 3–7% (до 14–26%), и она продолжает рост.

Таким образом, даже через 5 лет Россия будет ощутимо отставать от развитых e-commerce рынков, правда, сократит свое отставание. 

При этом мы не говорим о жестком противодействии онлайн и офлайн. Нет, они дополняют друг друга. Мы все ходим в торговые центры не только для того, чтобы что-то купить, но и чтобы просто провести время: сходить в кино, на фуд-корт, потусоваться. Всё это, безусловно, сохранится.

Консолидация рынка растет

Еще одна тенденция — это консолидация рынка e-commerce. Уже сейчас во многих странах большую долю онлайн-рынка контролируют три-четыре топ-игрока: например, в Китае эта доля составляет 84%, в США — 63%, в Бразилии — 49% рынка.

Российский рынок исторически был слабо консолидирован. На нем не наблюдалось явных лидеров. Скорее это вереница площадок, в которой много магазинов одной категории товаров, и даже мультиигроки являются продолжением офлайн-сетей. А доля трех крупнейших игроков российского рынка (Ozon, Wildberries, AliExpress) в 2019 году составляла всего 24% онлайн-рынка.

А поскольку в кризис крупные компании обычно становятся только больше, так как у них больше ресурсов, в 2020 году темпы консолидации рынка ускорились. По нашему прогнозу, к 2024–2025 годам доля топ-игроков онлайн-ретейла в России составит 50–60%.

Будущее за маркетплейсами

Еще один важный тренд — развитие маркетплейсов. Это доминирующая модель во всем мире, в том числе и в России. По сути, маркетплейс — это витрина, соединяющая продавца и покупателя. Выход туда во многом похож на выход в торговый центр. Администрация офлайн-торгового центра отвечает за то, чтобы этот ТЦ функционировал, в нем было чисто, удобно, чтобы трафик правильно распределялся. То же самое делает администрация маркетплейса: она создает правильную инфраструктуру: трафик, онлайн-витрину, логистику, платежи, инструменты повышения продаж, службу клиентской поддержки, аналитику и многое другое — и дает возможность бизнесу этим пользоваться.

Рост маркетплейсов во многом обусловлен выходом на них малого и среднего бизнеса, который в какой-то момент просто был выключен из офлайна и мог продавать свои товары только в сети. А маркетплейс — самый быстрый и удобный способ для этого, поскольку обеспечивает продажи под ключ.

Модель маркетплейса позволяет игрокам онлайн-ретейла быстро масштабировать бизнес без дополнительных инвестиций в рабочий капитал и при этом очень быстро выйти к потребителю. По этой модели развивается весь мировой e-commerce рынок, и мы верим, что за ней будущее. У нас, к примеру, с начала пандемии выросло более чем в 3 раза количество локальных продавцов.

Идем на прямую трансляцию с покупателями

Последний важный тренд — социальная коммерция. Суть его в том, что люди огромное количество времени проводят в социальных сетях, где можно и покупать, и продавать. Некоторые бизнесы сейчас полностью замкнуты на социальные сети — своя площадка для этого им становится вообще не нужна.

Мы активно работаем над этим направлением. Вместе с «ВКонтакте» и «Одноклассниками» через live streaming (прямую трансляцию) мы продали в пандемию товаров продавцов почти на 1 млрд рублей. В этом отношении у нас есть преимущества. Во-первых, мы входим в экосистему Mail.ru, которая включает в себя, в том числе, и эти крупнейшие российские социальные сети. Во-вторых, у нас большой опыт работы в Китае, где торговля в соцсетях — это мощнейший тренд и где блогеры в live streaming продают больше, чем крупнейшие российские e-commerce площадки.

Нам кажется, что это очень важное направление, и бизнесу стоит не только к нему присмотреться, но и погрузиться в тему, поскольку микс из развлечений и потребления очень эффективен.

По материалам выступления на Callday 2020

Справка «Нового проспекта»:

Дмитрий Сергеев родился в 1975 году в Ташкенте. В 1988 году окончил международно-правовой факультет МГИМО (специализация «Международное право»). Начал трудовую деятельность в юридическом управлении Альфа-банка, затем занимал руководящие должности в «Региональной медиа группе», на телеканале ТВ-3, в «Группе Медиа-1 Менеджмент», «ЮТВ Холдинге», «Коммерсантъ-холдинге», «ВКонтакте», Mail.Ru Group. В 2018 году вошел в совет директоров Mail.Ru Group. С 2019 года является генеральным директором «AliExpress Россия».

«AliExpress Россия» — совместное российско-китайское предприятие в области социальной электронной коммерции в России и странах СНГ, созданное в 2019 году Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), Mail.ru Group, Alibaba и «МегаФон», которые инвестировали в создание нового предприятия $300 млн. Компания работает в российской юрисдикции и имеет двух генеральных директоров: российского — Дмитрия Сергеева (от Mail.Ru Group) и китайского — Лю Вэй (от Alibaba). В компании работают более 400 сотрудников. Заказы доставляются в населенные пункты Российской Федерации с помощью ключевого партнера «Почта России». За первые полгода 2020 россияне получили 122 млн посылок. При этом 18% из общего объема заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, а более 30% — на удаленные населенные пункты.

e-commerce ретейл логистика
Читайте также по теме
Чунь Ли, генеральный директор Lazada, одного из ведущих маркетплейсов Юго-Восточной Азии, рассказал о Великой онлайн-миграции — азиатском опыте перехода торговли от офлайн-продаж к онлайну.
Чунь Ли 15.09.2021
Если тебя нет на маркетплейсе, тебя просто нет — такова действительность российского fashion-ретейла. Как стать игроком на этом рынке, рассказывает главный консультант по бизнес-технологиям в ретейле компании Fashion Consulting Group Наталья Чинёнова.
Объемы онлайн-доставки продуктов питания после взлета в 2020 году не снизились, как ожидалось, а возросли: за первое полугодие 2021 года результаты продаж продуктов онлайн оказались сопоставимы с показателями за весь 2020 год.

ЦИК запретил копировать информацию со своего сайта. Алексей Куприянов объясняет, что это значит
19.09.2021
МВД зафиксировало 750 жалоб за три дня выборов
19.09.2021
В России разработали новый пистолет-пулемет для спецназа
19.09.2021
Явка на выборах в Госдуму превысила 45%
19.09.2021
Памфилова: почти 7500 бюллетеней на выборах в Госдуму признали недействительными
19.09.2021
Генконсул РФ заявил, что США не ответили на запрос о безопасности участка в Нью-Йорке
19.09.2021
Россия обсудила с США претензии о вмешательстве в выборы
19.09.2021
Синоптик спрогнозировал дожди в Петербурге во второй половине октября
19.09.2021
ЦИК подтвердил факты вброса бюллетеней в 6 регионах
19.09.2021
В Австралии будут следить за акулами с помощью беспилотников
19.09.2021
Первые итоги голосования ожидаются после 21:00 по Москве
19.09.2021
Переезд "Газпрома" принесет в бюджет Петербурга 40 млрд рублей в год
19.09.2021
Спрос на новостройки в Петербурге за два года сократился на 32%
19.09.2021
РПЦ может уже в ноябре признать подлинность царских останков
19.09.2021
В Стрельне нашли авиабомбу времен войны весом 100 кг
19.09.2021
Спор о шампанском будет разбирать российско-французская рабочая группа
19.09.2021
Опрос: 53% россиян уверены, что отпуск должен быть длиной в месяц и даже больше
19.09.2021
За два дня в Петербурге явились на выборы в Госдуму только 20,44% горожан
19.09.2021
Crew Dragon с непрофессиональным экипажем приводнился в Атлантике
19.09.2021
Блокадники получат 50 тыс. рублей из бюджета Петербурга
19.09.2021
Аппарат омбудсмена Петербурга получил 269 сообщений о нарушениях на выборах
19.09.2021
Во второй день голосования в Петербурге явка на выборы в Госдуму составила 16,7%
19.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки