Дмитрий Потапенко (иноагент): "Нас выпиливают из внешнеэкономической деятельности"
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Потапенко Дмитрием Валерьевичем либо касается деятельности иностранного агента Потапенко Дмитрия Валерьевича
Управляющий партнер, основатель Management Development Group Дмитрий Потапенко (26 января 2024 года признан иностранным агентом) в рамках выставки «Петерфуд-2022» рассказал, как массовый отъезд из страны молодых потребителей повлияет на ВВП и работу торговых сетей, что такое мобилизационная модель потребления и как торговля маскирует возникший дефицит ассортимента.
Кризис, в который мы погружены сейчас, случился не в феврале, а намного раньше, пожалуй, не менее 5 лет назад. И его причина — внешний и внутренний конфликт между гражданскими обществами и государством. Это тектонические изменения. Так что совершенно неправы те, кто считает, что жизнь довольно скоро вернется на круги своя. Даже если оформить новую банковскую карту в Казахстане, Киргизии или другой сопредельной стране, этого не случится. Фактически нас, то есть Россию, выпиливают из внешнеторговой деятельности. Это очень небыстрый процесс, который займет не менее 2 лет, но процесс начался. Бульон, в котором мы все варимся, уже кипит.
По моим прогнозам, ВВП России в текущем году может снизиться на 6-7%. Отчасти это падение будет компенсировано повышением цен на энергоносители. Но все экономисты единодушны: нас ожидает сокращение потребления. Это неизбежно, ведь из России уехало большое количество потребителей в возрасте 30-34 лет и старше. Причем уехали, думаю, очень и очень надолго. Для них сопредельные с Россией страны станут транзитным пунктом по пути в США и Европу.
Кстати, снижение потребления коснулось бы нас в любом случае, даже если бы все эти граждане остались в стране. Мы находимся в демографической яме. Причем молодежь не хочет рожать детей или не желает создавать многодетные семьи. А теперь молодые и вовсе уезжают и будут рожать детей в других странах, а не в России.
А оставшиеся в стране потребители переходят на так называемую мобилизационную модель поведения, то есть модель, основанную на базовых потребностях. В этой модели важно, чтобы товар соответствовал вызову потребителя, попадал в него, а не предвосхищал его потребности.
А в перспективе можно ожидать переход на иранскую модель потребления. Это будет итоговый эффект от комплекса санкций, который завершится деградацией ассортимента и технологий, а также, конечно, ростом цен.
И мы уже видим сокращение наименований товаров пока в гипер-, а позже и в супермаркетах. Пока эту проблему сети закрывают увеличением фейсинга (фейсинг — это стандарты по выкладке товара, помогающие увеличить продажи и повысить прибыльность торговой точки. — Прим. «НП»). И если раньше выкладка товара составляла 30-40 см, то сейчас она увеличилась до метра, что приводит к тому, что супер- и гипермаркеты превращаются в склады.
Торговым сетям нужно будет меняться концептуально. И это достаточно долгий и сложный процесс. Но есть слабое утешение: это далеко не первый кризис на нашей памяти, и последующие могут быть более болезненными.