Дмитрий Москаленко: "Собственники торговых комплексов обратили взгляд на Восток"
Торговые центры, которые не успели полноценно оправиться от негативного влияния пандемии, рискуют стать одним из наиболее пострадавших от текущего кризиса сегментов рынка коммерческой недвижимости. Закрытие иностранных магазинов и ресторанов может увеличить объем пустующих площадей в них до 20%. Президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко рассказал «Новому проспекту» о возможностях замещения зарубежных брендов и необходимости поддержки отрасли.
До того, как работающие в России международные компании заявили о своем уходе, в торговых центрах страны было свободно 7-9% площадей. Однако в перспективе с учетом поглощения пространств, освобождаемых брендами, вакансия может достигнуть 20%. Тем не менее необходимо понимать, что пока никто из иностранных сетей не разрывал арендные контракты. Большинство брендов намерены продолжить работу на местном рынке, просто они взяли паузу, чтобы понять, что делать в ближайшее время.
Оценивать масштаб закрытий можно будет только по итогам следующего месяца, поскольку март традиционно считается переходным периодом. Кроме того, в это время, как правило, наблюдается рост трафика в торговых центрах. В начале 2022 года число посетителей достигло допандемийных показателей 2019 года, а выручка некоторых ретейлеров даже побила рекорды. В связи с этим жалобы некоторых арендаторов и просьбы снизить ставку должны иметь под собой веское основание.
Вопрос эффективного заполнения освободившихся площадей нужно рассматривать с трех сторон: посетителей, владельцев торговых комплексов и арендаторов.
Для посетителей адаптация к изменившимся условиям будет не самой комфортной, потому что часть привычных брендов ушла и придется искать что-то новое. Для арендодателей переходный период будет означать падение выручки. Их ждет временный простой, который будет вызван выездом прежних арендаторов, проведением ремонтных работ и заездом новых. А для арендаторов важную роль будет играть скорость принятия решений, поскольку чем быстрее они зайдут в ТЦ, тем быстрее начнут зарабатывать.
Интерес к российскому рынку на международном уровне есть, в том числе у компаний из восточных стран. Российский совет торговых центров ведет диалог с Советом торговых центров Индии. Мы также находимся в переговорах с Ассоциацией иранцев за рубежом. Планируем аналогичные встречи с Китайским советом торговых центров, Советом торговых центров Турции, коллегами из Вьетнама. После того как они сформируют список внутренних ретейлеров, будет организован ряд встреч между брендами и собственниками торговых центров.
Процесс поиска новых арендаторов только запустили. Он не сильно отличается от того, что происходило раньше. Другое дело, часть традиционных брендов уходит, и возникает вопрос к торговым центрам, как именно они будут менять свой пул арендаторов.
Сейчас собственники торговых комплексов готовы разговаривать со всеми, кто может стать их арендатором на взаимовыгодных условиях. В том числе многие из них готовы к обсуждению льготных условий. Наверное, в этом среди прочего может выражаться вклад торговых комплексов в поддержку российской экономики в это непростое время.
При этом со своей стороны торговые центры рассчитывают на государственную поддержку, о которой просил бизнес: снижение налоговой нагрузки и административных барьеров, мораторий на проверки, арендные каникулы, мораторий на налог на имущество и снижение налога на прибыль с курсовой разницы. Это ключевые меры поддержки нашей отрасли, которые могут оказать синергетический эффект на смежные направления и поддержать задействованных в них сотрудников.