Дмитрий Иванов: "В онлайн перетекла уже четверть торговли"
Новый проспект
Мнения

Дмитрий Иванов: "В онлайн перетекла уже четверть торговли"

Прочитано: 767

Период становления онлайн-ретейла (виртуализации) прошел. Но, несмотря на цифровизацию и повсеместное внедрение онлайна, «каменные магазины» по-прежнему оказываются востребованными покупателем, которому необходим потребительский опыт. А ретейлерам сегодня вместо виртуальной реальности необходимо создавать дополненную. Что это означает и как это сделать, объяснил доктор социологических наук Дмитрий Иванов.

Офлайн доминирует

Ретейл столкнулся с чем-то по-настоящему новым, только когда в 2020 году случилась принудительная виртуализация. До этого его структура фактически не менялась: все говорили про онлайн, звали «в цифру», но при этом в России объем этой «цифры» в 2019 году едва дотягивал до 2%.

А в 2020 году, когда жизнь заставила ретейл переходить в онлайн, начался его взрывной рост. Но даже после этого офлайновые структуры всё равно доминируют: на онлайн в 2021 году приходится всего 12%.

Однако стоит отметить, что если из общей структуры e-commerce (электронной торговли) исключить еду, которую офлайн покупают больше, то тогда онлайн становится заметным: на него приходится уже 26% продаж.

Структура продаж в онлайн-ретейле также интересна.

Все говорят о маркетплейсах, все с ними сталкиваются, все зовут на эти платформы, а они тем не менее, по данным M.A.Research за 2021 год, едва-едва дают треть объема продаж e-commerce. А основные объемы дают уже привычные интернет-магазины.

При этом 82% доставок идут через пункты выдачи.

Мы проводили исследования, спрашивая людей в Москве и Петербурге об их виртуальном шопинге, и получили данные о тотальной цифровизации жителей этих городов с точки зрения их повседневной практики: более 90% опрашиваемых заявили, что пользуются интернетом ежедневно.

Но покупали при этом что-то на маркетплейсах, лидерами которых являются Ozon, Wildberries и AilExpress, уже значительно меньше, около двух третей опрошенных, а заказывали доставку еды через популярные сервисы «Яндекс. Еда», Delivery Club и «Самокат» еще меньше — около половины в Москве и четверть в Петербурге. Из этого и сложилась та разница между 12% онлайн-продаж в целом и 26% без учета еды.


«Физика» вместо символики

Последние 8-10 лет динозавры консалтингового рынка говорят о соотношении онлайн и офлайн в долгосрочной стратегии ретейла примерно одинаково: физические торговые точки (так называемые «каменные магазины») важны, несмотря на виртуализацию и цифровизацию, потому что очень важен потребительский опыт.

Стратегическая консалтинговая компания A.T.Kearney еще в 2014 году обозначила: «Стратегическая ценность физических магазинов для ретейлеров гораздо выше, чем текущая выручка от продаж в них».

Международная компания, занимающаяся управленческим консалтингом, Roland Berger в том же году также констатировала: «Главное в офлайне не помощь продавца, а возможность прикоснуться к товару».

Компания GfK, поставщик данных и аналитики для индустрии потребительских товаров, в 2015-м отметила: «Физические торговые точки важны для молодежи».

А это говорит международная консалтинговая компания McKinsey уже в 2020-м: «Физические магазины критически важны для потребительского опыта».

То есть сначала консалтеры пытались продать ретейлерам символическую цифру, впечатление, а теперь стараются продать им потребительский опыт. И сегодня мы видим важность именно живого тактильного непосредственного опыта вместо впечатлений и физического контакта вместо символики.

Этот поворот к «физике» и опыту после символики и впечатлений вызван переходом от виртуализации к поствиртуализации.


Дополненная реальность вместо виртуальной

В контексте поствиртуализации модель ретейла должна стабилизироваться, но при этом принять очень интересные цифрофизические формы.

Поствиртуализация означает, во-первых, перепроизводство образов и коммуникаций, и мы это видим: брендов слишком много, они стоят всё меньше. Во-вторых, превращение цифровизации в рутину, а в-третьих, внедрение дополненных реальностей: вместо виртуальной реальности (онлайнового шопинга) нужно создавать дополненные реальности средствами как цифровых, так и социальных технологий.

Как это делается в ретейле?

Прежде всего нужно потребительский опыт направлять туда, где мы видим потоки этих самых потребителей. И здесь давайте вспомним про 82% доставок, идущих через пункты выдачи.

Если аренда в торговых центрах, в моллах уже не выглядит такой уж привлекательной, значит нужно создавать из тесненьких убогеньких пунктов выдачи новые торгово-развлекательные центры, новые моллы. Если маркетплейсы такие перспективные, то нужно их превращать в новые супермаркеты и моллы: продавать там еду, внедрять свои торговые марки и вводить развлечения.

Те ретейлеры, кто это сделает, получат шанс увеличить количество своих потребителей.

По материалам BestBreakfast по ретейлу, торговой и складской недвижимости


торговля ретейл онлайн-продажи потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
В Петербурге и Ленобласти растет спрос на рассаду декоративных растений и овощей, но в ближайшее время могут начаться сложности с семенами для их выращивания. Что происходит с рынком рассады, разбирался «Новый проспект».
Сеть магазинов косметики и парфюмерии «Подружка» начала продавать алкоголь. Пока в тестовом режиме и далеко не везде. Но прецедент создан. Насколько этот шаг оправдан для компании, продающей косметику, рассуждает глава ГК INFOLine Иван Федяков.
Ольга Гущина, тренд-аналитик, маркетолог визуальных коммуникаций бюро Trnd and Brnd, рассказала «Новому проспекту», какие пути развития есть у российской fashion-индустрии на фоне массового исхода иностранных брендов.

Опрос: 48% россиян заводят друзей на работе
26.03.2023
Украина потребовала созвать заседание Совбеза ООН из-за размещения ядерного оружия России в Белоруссии
26.03.2023
Цены на долгосрочную аренду жилья в России продолжают падение
26.03.2023
Песков назвал переговоры Путина и Си "неожиданно затянувшимся мероприятием"
26.03.2023
Русский музей в Петребурге возглавит замминистра культуры РФ Алла Манилова
26.03.2023
"Стоило нырнуть глубже". Вдова "Горшка" раскритиковала образ мужа в сериале "Король и Шут"
26.03.2023
Опрос: переводчики больше всего боятся, что роботы лишат их работы в ближайшее время
26.03.2023
Аэропорт "Пулково" сегодня перешел на весенне-летнюю навигацию
26.03.2023
Путешественник Федор Конюхов побил мировой рекорд дальности полета на воздушном шаре
26.03.2023
Росстат зафиксировал рекордный рост продолжительности жизни в России с 1990-х годов
26.03.2023
На 102-м году жизни умер актер Николай Дупак, который сыграл в "Бумбараше" и еще 60-ти советских фильмах
26.03.2023
Деревья Петербурга защитят от строек специальными щитами высотой до двух метров
26.03.2023
Российские диабетики остались без важного лекарства
26.03.2023
"Татнефть" стала собственником шинного завода в Ленобласти ушедшей из России финской компании Nokian Tyres
26.03.2023
На немецком курорте Баден-Бадене из-за отсутствия туристов из России закрылись почти все отели и кафе
26.03.2023
Путин: "Мы не создаем с Китаем никакого военного союза"
26.03.2023
Умер чемпион мира по фристайлу Павел Кротов. Ему было всего 30 лет
26.03.2023
Российское тактическое ядерное оружие будет размещено в Белоруссии
26.03.2023
Twitter подешевел в два раза с момента покупки компании миллиардером Илоном Маском
26.03.2023
Кремль поддержал идею Медведева распространять пиратские копии западного контента
26.03.2023
Россиянка выиграла чемпионат мира по боксу в весовой категории до 70 кг
26.03.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки