Дмитрий Иванов: "Современная туриндустрия нуждается в пересборке"
Туристический комплекс в деревне Верхние Мандроги в Подпорожском районе Ленобласти. Фото: Евгений Павленко
Увеличение барьеров для международных путешествий свидетельствует о наступлении периода постглобального туризма. Профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Иванов рассказал о том, чем характеризуется этот феномен и как российские отельеры могут к нему адаптироваться.
Сейчас можно говорить о постглобальном туризме. В 2019 году был достигнут пик в глобальных туристических поездках, после чего произошел обвал. Из-за ковидных ограничений людям пришлось отложить путешествия. А сейчас из-за геополитического обострения отправиться в поездку будет еще сложнее. Глобализация закончилась. На пути туристов будут возникать новые барьеры. С этим надо смириться.
В России глобальный туризм имеет свою специфику. Согласно данным Фонда общественного мнения, в течение 2022 года только 2% взрослых россиян ездили на отдых за пределы страны. Ранее их было 27%. Еще 69% респондентов ответили, что никогда не проводили отпуск вне России.
С внутренним туризмом ситуация обстоит чуть лучше. В минувшем году на отдых в другие регионы выезжало 20% опрошенных, но и это небольшие ручейки. Главные направления — это море и солнце: Сочи и Краснодарский край в целом (35%), Крым (19%), а также внезапно мегаполисы: Москва (19%) и Санкт-Петербург (19%). Вот это и есть постглобальный туризм. В условиях постглобализации мобильная, открытая и полная впечатлений жизнь сосредоточена в мегаполисах, поэтому Санкт-Петербург и Москва служат такими центрами притяжения.
Когда людей спросили о направлениях мечты, то первое место занял Байкал (33%). Далее следуют Крым (28%) и Санкт-Петербург (27%), который снова вошел в тройку наиболее интересных направлений. Получается туриндустрии есть с чем работать. Пусть в целом по России рынок и не очень велик, зато есть анклав для развития туризма в наших мегаполисах, и в первую очередь в Петербурге.
Жители Северной столицы и Москвы в принципе больше ездят, и существующие постглобальные ограничения играют на руку туриндустрии. Если людей не пускают за рубеж или даже за пределы региона, значит они реализуют свое желание путешествовать и отдыхать вне дома в черте города, благо в Петербурге есть своя ривьера — Карельский перешеек.
Но с этим потоком у туриндустрии есть проблемы. По данным «Турбарометра», за 2022 год на так называемые коллективные средства размещения (отели, хостелы) приходится меньше половины турпотока — всего лишь около 44%. Им люди предпочитают съемные квартиры (21,5%), а также останавливаться у родственников или друзей (34,8%). Это та гигантская зона, где гостиницам нужно работать, чтобы выйти из своей ниши.
Если рассматривать классифицированные отели (те, которые получили звезды), то выясняется, что отдыхающие предпочитают форматы попроще. На гостиницы без звезд приходится больше половины спроса. Получается ситуация выглядит как в старом добром или недобром лозунге французской революции: «Мир хижинам, война дворцам». Это то, с чего нужно начинать пересборку современной туриндустрии, чтобы она не проиграла народным форматам.
Основным трендом в международном туризме можно назвать популярность гибридных форматов. Это так называемые бинарные отели bleisure (произошло от двух английских слов: business — «бизнес» и leisure — «отдых». — Прим. «НП»). Это проявление того сдвига к гибридности и гибкости, которое является общей чертой новых форматов недвижимости.
Соответственно, гибридная омниканальная туриндустрия — это общая перспектива развития. Именно в комбинированном формате bleisure поездки планируют 40% потенциальных клиентов. Это показывают международные опросы. Причем поиск места размещения происходит с помощью разных каналов: доля прямых бронирований и бронирований через агрегаторы является примерно одинаковой. Агрегаторы достигли точки насыщения и начинают надоедать своей назойливостью и явной подтасовкой результатов в поисковой выдаче.
Главными требованиями к местам размещения, по результатам опросов людей, являются локация, цена и чистота. Соответственно, дополнительные функции, удобства и элементы комфорта можно собирать по запросам под различные категории клиентов. Поэтому хорошие перспективы есть не у традиционных дворцеобразных отелей, а у сетей из «лего-апартов», собираемых под потребности гостей из кубиков-трансформеров.
Для того чтобы привлекать и удерживать клиентов, важно растягивать не только опыт пребывания, но и впечатления до и после заезда. Омниканальность должна проявляться в самых разных аспектах. Например, можно вместо фотографий интерьера, приятных видов отеля и окрестностей организовать для пользователей виртуальный тур по гостинице.
Автоматизация, переход к искусственному интеллекту — модные, но противоречащие принципам омниканальности нововведения. У людей разные запросы: кому-то нравятся роботы и автоматика, а кому-то — нет. Поэтому нужны гибридные фронт-дески (системы управления отелем. — Прим. «НП»), работающие в режиме 24/7. Нужно превращать пребывание в отеле в приключения в кондиционированном помещении.
Если в апарте рулят локация, цена и чистота, то дополнительные возможности нужно собирать в отеле, особенно когда периодически возникают ограничения на передвижения и впечатления. Создание дополненной реальности — их преимущество по сравнению с апартами. Концепция augmented hospitality (отель как точка доступа к дополненной реальности) — это шанс не потерять место на рынке.
Выступление прошло в рамках делового завтрака BestBreakfast «Апартаменты и отели: будущее бизнеса»