Даниил Фёдоров: "У россиян крепнет привычка покупать и продавать в сети"

08 Февраля 2022

Даниил Фёдоров, операционный директор Ozon, поделился с «Новым проспектом» своими надеждами на рост годового оборота платформы, объяснил, что помогло увеличить объем продаж и почему продавец стал для маркетплейса главным клиентом.

Рекордное увеличение числа заказов

В 2021 году Ozon окончательно превратился из интернет-магазина в место повседневных покупок миллионов россиян. Количество покупателей на платформе за год выросло почти в 2 раза — их уже более 25 млн человек. Сейчас каждый клиент Ozon делает в среднем восемь с половиной покупок в год, хотя годом ранее делал только 5,4 покупок. И это усредненный годовой показатель по всей стране: в крупных городах речь уже идет о покупках в месяц. Но и восемь с половиной заказов это всё ещё немного: например, пользователь Amazon Prime делает 60 заказов в год. Так что в 2022 году нам предстоит большая работа над регулярностью заказов клиентов.

Рост числа клиентов и укрепление привычки покупать на маркетплейсе фактически всё, от молотого кофе до стиральных машин, привели к рекордному для Ozon увеличению числа заказов — в 3 раза. Это бесспорное свидетельство популярности онлайн-шопинга у россиян. Трансформации потребления помогло значительное расширение ассортимента и еще более значительное улучшение условий доставки. Благодаря федеральному развитию пунктов выдачи, постаматов и курьерской доставки, мы в буквальном смысле слова стали ближе к клиенту.

Институт развития малого бизнеса

Другая, не менее важная часть бизнеса Ozon — платформа для продавцов. Весь прошлый год наша команда работала под девизом «продавец — главный клиент».

Мы значительно улучшили опыт предпринимателей на платформе: снизили комиссии за продажу, увеличили инфраструктуру для хранения и доставки товаров, улучшили модерацию контента, расширили штат поддержки, начали работать с самозанятыми.

В результате продавцов стало почти в 4 раза больше: по итогам 2021 года у Ozon было более 90 тыс. активных селлеров. Причем более 85% наших продавцов — это средний и малый бизнес. Почти 70% ведут бизнес за пределами Москвы.

Вдобавок у нас более 5 тыс. предпринимателей, которые управляют сетью пунктов выдачи по всей стране. Всего за 3 года мы стали институтом развития малого бизнеса. Первый продавец Ozon, который тестировал формат маркетплейса в 2018 году на продаже чемоданов, сегодня представляет крупные мировые бренды и зарабатывает 10 млн рублей в день.

Внимание к самозанятым и логистике

В 2022 году мы будем по-прежнему сфокусированы на развитии платформы для предпринимателей: по нашей оценке, на Ozon может торговать до 500 тыс. активных продавцов.

Большой потенциал здесь лежит в стороне самозанятых. Мы начали работать с ними в конце сентября, и всего за 2 месяца к нам присоединились более 3 тыс. таких продавцов.

Но e-commerce — это не только про витрину с товарами: все эти товары останутся на складах продавцов без грамотно выстроенной логистики. За последний год логистическая инфраструктура Ozon выросла в 3 раза, и сегодня складские площади по всей стране занимают порядка 1 млн м2.

Логистика — чрезвычайно сложная часть e-commerce, которую мы решили развивать полностью собственными силами, чтобы создать отраслевой стандарт хранения и перевозок. Мы поняли, что можем возить посылки лучше крупнейших игроков рынка логистики. По большому счету, мы уже и сами один из лидеров этого рынка.

В 2021 году мы выделили логистическое направление в отдельный сервис — Ozon Rocket, чтобы другие компании могли использовать нашу инфраструктуру и доставлять заказы со своих интернет-площадок. И уже более 2 тыс. компаний этим пользуются: малых, средних и больших, включая, например, IKEA и Hoff. Мы запустились несколько месяцев назад и по количеству сторонних посылок уже можем сравниться с крупнейшими игроками логистики.

Мы думаем, что в 2022 году будем готовы пойти на аналогичный шаг и в отношении фулфилмент-бизнеса, отдав часть площадей для хранения товаров и оформления заказов, которые делаются не на Ozon.

Впереди новые рынки

Успех российской модели маркетплейса подтолкнул нас к развитию бизнеса за рубежом: в 2021 году мы вышли на рынки Белоруссии и Казахстана. Причем не просто локализовали интернет-витрину! Мы открыли в этих странах собственные сортировочные центры для работы местных продавцов, дали возможность местному бизнесу продавать местной же аудитории, то есть фактически перенесли российскую бизнес-модель в страны СНГ.

Также наладили сотрудничество с национальными почтовыми операторами — «Казпочтой» и «Белпочтой». Задача на 2022 год — открыть фулфилмент-центры и привлечь на местные маркетплейсы тысячи локальных предпринимателей. И то, и другое позволит ускорить доставку местного ассортимента по Казахстану и Белоруссии и поможет развитию локального предпринимательства.

Будущий рост Ozon в России, помимо площадки продаж, связан с новыми вертикалями бизнеса, такими как Ozon Express и финтех.

Ozon Express остается самым быстрорастущим подразделением Ozon, демонстрируя характерные для e-grocery темпы оборота и прироста клиентов. Сервис уже вышел на региональные рынки (в Петербург и другие миллионники) и показывает там отличные результаты. Причем Ozon Express — это только один из возможных продуктов quick delivery. Скорость всё более важна для покупателя, поэтому в 2022 году мы попробуем и другие формы быстрой доставки.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня