Николай Готко, сооснователь кофейной группы bolshecoffee roasters:
— Самые главные продукты у нас как раз импортные — это кофе и вино (оно, конечно, есть и отечественное, но в меньшем количестве). Вино довольно быстро и сильно подорожало, но у нас 29 поставщиков, и некоторые сейчас уже снижают цены обратно. Честно говоря, мы не ожидаем, что они снизятся до прежней стоимости, поскольку логистика усложнилась и затраты на нее пока непонятны.
С кофе ситуация похожая. Он закупается в долларах, и когда курс вырос, цена также сразу выросла. Кроме того, на всё это наложился дефицит кофе на рынке из-за прошлогоднего неурожая в Бразилии, где впервые за последние десятки лет случились серьезные заморозки. А Бразилия — важный крупнейший производитель. Те, кому не хватило бразильского кофе, стали покупать его у других производителей, и цена на этот продукт пошла вверх по всем странам. Так что на стоимость кофе повлияли сразу два фактора.
Что касается других продуктов, то они все есть, но очень сильно выросли цены. К примеру, 1 кг лосося мы покупали за 1200 рублей, сейчас — за 1800. 1 кг сливочного масла мы покупали за 650 рублей, сейчас — за 850. Такая же история с качественной говядиной.
В целом подорожало всё. Самые комические истории были с сахаром, который в какой-то момент дешевле 110 рублей за 1 кг было не купить.
Кроме того, очень сильно ударило подорожание химии — моющих средств, а также губок и прочего. И если по продуктам мы решили, что даже если останется одна картошка, то мы будем ее жарить и делать это вкусно, то по химии и инвентарю выбора нет: средства для мытья посуды нужны только профессиональные, заменить мы их ничем не можем.
Наконец, одноразовая посуда. Выяснилось, что картон для одноразовых стаканчиков в России не производится и, соответственно, цена на эти стаканчики взлетела в 2 раза.
Словом, март был довольно тяжелым: мы многое закупили впрок, и есть ощущение, что в апреле ничего не заработали. Но это было осознанным шагом, и теперь нам очень важно понять, что мы хотя бы не провалились. Впрочем, падать в качестве и уменьшать порции мы в любом случае не будем, а сейчас наступает тепло, гостей становится больше, мы ждем туристов — словом, в целом мы всё равно настроены позитивно!