«Чемпион Корана». Алексею Навальному отказали в нестандартной духовной пище

14 Апреля 2021

Если считать умение удивлять непременным качеством хорошего политика, то Алексей Навальный — политик хороший. В очередной записке об особенностях своего пребывания в колонии он удивил общественность известием о том, что администрация исправительного учреждения отказывается давать ему Коран. Для российского оппозиционера демонстрация тяги к религии — нестандартный жест.

«Когда меня только посадили, я составил список улучшений самого себя, которые постараюсь сделать в заключении. Один из пунктов: глубоко изучить и понять Коран и Сунну Пророка», —  объяснил Навальный. Потому что все вокруг обсуждают ислам и мусульман, но никто в этом ничего не смыслит — да и сам Навальный Коран хоть и читал, но «для галочки». А теперь он, пользуясь случаем, решил стать, дословно, «чемпионом Корана из российских политиков-немусульман».

Однако руководство колонии, как выясняется, не хочет, чтобы Навальный становился «чемпионом Корана» и вообще улучшал себя. Все книги, которые оппозиционер заказал в колонию, оно не пропускает, ссылаясь на необходимость проверить их на предмет экстремизма. В ответ же на претензии предлагает посмотреть телевизор.

Сообщение имеет много подтекстов. Во-первых, в нем Навальный рассказывает, что самосовершенствуется, даже невзирая на ужасные условия и отказывающие ноги. Во-вторых, критикует государство, настойчиво предлагающее вместо книжного просвещения отупляющий телевизор. В-третьих, намекает на то, что ФСИН считает Коран экстремистской литературой, что должно возмутить мусульман. В целом получается, что надзиратели покушаются не только на тело Навального, отказывая ему в нормальном лечении, но и на его душу, запрещая духовную пищу.

Конечно, изучение священных книг — занятие благородное. Возможно, Навальный сможет в перспективе критиковать нечестивую власть Владимира Путина с позиций шариата или же когда-нибудь победить в религиозном диспуте Рамзана Кадырова. Но в жалобе Навального, тем не менее, чувствуется и нарочитый эпатаж. Он пишет, что заказал много книг, и ни одну из них не пропускают, однако специальный акцент делает именно на Коране. Хотя если бы администрация, допустим, не разрешала ему читать «Войну и мир» под предлогом проверки на экстремизм, получилось бы не менее странно.

В тюремных библиотеках обычно нет проблем с Кораном. Духовный лидер мусульман Владимирской области Азат-хазрат Мунавиров заверил, что и в ИК-2, где сидит Навальный, есть не менее десятка экземпляров. Обычная литература, как правило, есть. Многие заключенные и правозащитники рассказывают о том, что выбор книг в библиотеках скуден, а получить книги с воли часто очень трудно. Но Навального интересует именно Коран, причем, видимо, не какое-то стандартное издание, а с комментариями.

Дело, может быть, именно в том, что с «Войной и миром» получилось бы только странно, а с Кораном выходит настоящее моральное преступление. Заключенному насильственно закрывают путь к Богу — так ситуация приобретает неуловимый оттенок мученичества и гонений за веру, пусть даже Навальный и дает понять, что пока ислам принимать не собирается, а Коран хочет изучать только для развития как христианина. Хотя в своем заявлении начальнику колонии он пишет, что «вопрос касается не только чтения, но и права на вероисповедание», что бы это ни значило.

С политического ракурса заявление вполне можно понимать и как попытку расширить базу сторонников. Впрочем, всякий политик должен к этому стремиться. Отношение к Навальному многих мусульманских блогеров часто негативное, за нападки на правила ношения хиджабов и нелегальную миграцию, а также старые националистические высказывания его обвиняют в исламофобии. И Навальный, вероятно, хотел бы как-то улучшить ситуацию.

Кстати, всего несколько дней назад открылся штаб Навального (организация признана экстремистской, запрещена в России) в Дагестане. На Северном Кавказе появление оппозиционных организаций вообще дело крайне редкое; координаторов, разумеется, немедленно арестовали, пока неизвестно, за что. Так что внезапный интерес к исламу со стороны политика может быть помимо прочего чем-то вроде демонстрационного жеста для местных властей и жителей.

Само по себе воззвание к религиозной тематике следует признать нетипичным и даже в чем-то смелым: в отличие от США с их богатой традицией использования религиозного фактора в политике, в России это не очень-то принято. В той аудитории, для которой Алексей Навальный выступает авторитетом, к церкви тем более принято относиться скорее скептически как к агенту власти и критиковать ее за роскошь и лоялизм.

Несмотря на это Навальный всё чаще прибегает к религии; свое последнее слово на судебном процессе, итогом которого и стало его заключение, он почти полностью построил на этом, почти сразу предложив « поговорить о Боге и спасении» и цитируя Евангелие от Матфея: «Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся». Объявляя уже в колонии голодовку, он не преминул отметить, что лежит на кровати с Библией в руках, потому что это единственная книга, которую ему согласились выдать, но эстетически деталь получилась кинематографичной.

Внимание к религии для российского оппозиционера нестандартно, тем и интересно. Он как бы пытается отобрать у власти монополию на духовное управление и получить тем самым платформу для обвинений с позиций морали. Его набожность — набожность гонимого «истинно верующего» в противовес официозным церковным структурам. Внезапное же размахивание Кораном должно, по-видимому, еще и как-то уравновесить предыдущие заявления, показать на тот случай, если кто-то из сторонников встревожился, что речь идет лишь о гуманитарных штудиях; привычки критиковать ислам и мусульманское духовенство среди либеральной оппозиции в целом не выработалось.

Для верности Навальный в постскриптуме дописал, что заказал в колонию еще и Тору. Когда оппозиционер все-таки покинет колонию, а может и раньше, он, очевидно, будет в состоянии обличать режим с удвоенной яростью ветхозаветного пророка.

Актуально сегодня