Быстрый, как электровелик. Горожане осваивают транспорт с электроприводом

Основатель франчайзинговой сети «ВелоДрайв» Кирилл Остапенко о том, как пандемия превратила электровелосипеды и самокаты из транспорта для маломобильных граждан в один из главных трендов городской жизни.

В Европе электровелосипеды находятся в тренде уже последние 5–7 лет. Изначально их целевой аудиторией были пожилые люди, которым трудно крутить педали. Теперь электровелосипеды там покупают все: 30–35% всех продаваемых в Европе велосипедов для взрослых приходится именно на них. Для сравнения, в России эта доля меньше — 1–1,5%. Можно с уверенностью сказать, что в Европе существует отдельный рынок электровелосипедов: на выставках представлены именно электрические модели, и цена на качественные образцы начинается от 1,5 тыс. евро.

Тот электровелосипед, который можно купить в России за 50 тыс. рублей, как правило, не очень хорошего качества. Он сопоставим с обычным велосипедом за 20 тыс. рублей, который тоже будет иметь не очень качественный обвес. Разница в качестве техники, которая продается у нас и в Европе, очень большая. Те же, кто решает купить электровелосипед в России, воспринимают его как мопед или мотоцикл, в то время как в Европе основной является функция Assist: велосипед просто помогает тебе крутить педали, а не делает абсолютно всю работу за тебя.

Для российского потребителя это в принципе новый непривычный товар в отличие от электросамоката, поэтому наши покупатели пока не готовы тратить деньги, к тому же большие, на его приобретение. Невысокий спрос на электровелосипеды в Петербурге обусловлен еще и тем, что наш город расположен на равнине, по нему легко передвигаться и без помощи мотора. Если бы Северная столица располагалась в гористой местности, такой транспорт был бы более востребован. К тому же электровелосипеды очень тяжелые, их тяжело поднимать по лестнице и перетаскивать через поребрики. 

В то же время в Европе популярность двухколесного электротранспорта сказывается даже на количестве ДТП. Из-за этого во многих европейских странах даже ввели ограничения: мощность мотора электровелосипеда не должна превышать 250 Вт, скорость — 25 км/ч, а если у этого транспортного средства есть ручка газа, то на управление им потребуется разрешение, права категории М или лицензия.

Российский рынок электровелосипедов будет меняться. Постепенно будет происходить его популяризация благодаря сарафанному радио. Пока же они почти не позиционируются продавцами как отдельная ассортиментная группа, вы не найдете их в крупных магазинах в таком же широком ассортименте, как электросамокаты, которые можно купить и в интернет-магазинах, и в детских магазинах, и в гипермаркетах. К тому же они гораздо более компактны, с ними просто спуститься в метро, в отличие от велосипеда. 

Чтобы продажи электровелосипедов возросли, нужна правильная популяризация продукта, ликбез и поиск целевой аудитории. Это могут быть взрослые или пожилые люди, которым особенно показаны кардионагрузки; спортсмены или туристы, которые преодолевают длинные дистанции, особенно с тяжелыми рюкзаками или снаряжением; любители экстремальной езды по сложным маршрутам с крутыми подъемами и спусками; начинающие велосипедисты, которые катаются с физически более сильными компаньонами и не всегда могут их догнать благодаря только своей мускульной силе. 

Пандемия дала больший толчок развитию личного транспорта в противовес общественному. В 2020 году прирост рынка электросамокатов в России в штуках составил 100%. При этом мы говорим про совокупный рост (и за счет розничных продаж, и за счет шерингов). В 2021 году мы также ожидаем прирост в 2 раза по сравнению с сезоном 2020 года. Аналогичным образом будет развиваться ситуация и на рынке электровелосипедов: по сравнению с 2019 годом он вырос в 2 раза и вырастет еще в 2 раза в 2021 году. 

Удвоение от сезона к сезону — типичная ситуация для рынка новых товаров. Так, рынок самокатов стабильно растет уже четвертый сезон. Причем спрос на них до сих пор превышает предложение, как и несколько лет назад, когда компания Hoverbot только начала экспортировать этот товар в Россию. Сейчас самокаты очень распространены в больших городах, но их мало в регионах. В 2021 году мы прогнозируем смещение акцента в регионы. В первую очередь это будет выражено в появлении шеринга электросамокатов в небольших городах плюс в их покупке через интернет-магазины. 

А вот спрос на моноколеса останется на прежнем уровне. Тех, кто предпочитает передвигаться именно на них, можно скорее отнести к узкому клубу любителей. Причин тому несколько. Моноколеса менее универсальны, требуют определенной сноровки и используются только взрослыми. Самокатом могут пользоваться мама или папа с ребенком, а моноколесо только для одного, поэтому на рынке моноколес мало сказываются городские тренды.

Актуально сегодня