Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный менеджер отеля "Гельвеция":
— Booking нужен в большей степени тогда, когда у тебя есть международная деятельность. Он, безусловно, очень популярен у иностранцев, но на рынке есть и российские аналоги. Прежде всего это "Островок" и "Яндекс.Путешествие", причем у последнего очень хороший интерфейс и большая база отзывов, что очень важно для маркетплейса.
Конечно, по силе бренда все российские аналоги вместе взятые даже не приближаются к Booking: по большому счету, их вообще не знают. Поэтому в первую половину марта наши агрегаторы были в полном игноре. Постоянные гости продолжали звонить в отели, в том числе и в наш, а новые обращались через сайт, находя его в поисковиках. Сейчас сайт продолжает оставаться на первом месте, прямые продажи лидируют, и это то, к чему мы стремились все эти годы, потому что для нас это очень выгодно — нет комиссии.
Думаю, алгоритм действий гостей таков: они забивают в поисковике, к примеру, "10 лучших отелей Петербурга", или "лучшие отели в центре", или "отели 5 звезд", находят перечень, изучают каждый отель и бронируют выбранный через сайт. Так что отсутствие Booking мы пока не ощущаем, тем более что, уходя, он оставил доступными отзывы об отелях. И я очень рекомендую гостям при выборе отеля не забывать заходить в отзовик Booking и изучать Tripadvisor, который также еще работает.
Что касается отельного рынка в целом, то он сейчас замер. Мы снова опустились в пандемию, в март 2020 года: загрузка в первые 15 дней марта, по данным аналитической системы STR, составила в среднем по рынку примерно 24%, что на 22% ниже, чем в прошлом году. Рынок всегда демонстрирует подобную картину при любых кризисах — замирает.
Но если военная спецоперация в условные месяц-два закончится, то мы получим обратную картину — очень высокий спрос, близкий к ажиотажному: люди поедут путешествовать по стране. Кроме того, при определенных обстоятельствах мы получим еще и очень большой кусок азиатского рынка, который, во-первых, выходит из пандемии, во-вторых, ощущает девальвацию цен, что всегда стимулирует туризм.