Будущее каршеринга — за беспилотным транспортом
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Будущее каршеринга — за беспилотным транспортом

Будущее каршеринга — за беспилотным транспортом
Каршеринг пока остается более дешевой и комфортной альтернативой такси, но изменение менталитета нового поколения пользователей, растущий спрос и повышение цен на топливо неизбежно приведут к увеличению тарифов на пользование арендным транспортом. О настоящем и будущем отрасли рассуждает доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, кандидат социологических наук Дарья Щербакова.
Пандемия ускорила массовое принятие передовых социальных практик. Удаленная работа, которая была редким явлением для большинства сфер бизнеса, стала вынужденной технологией организации рабочих процессов, постепенно внедряясь и в послековидную реальность. Миллениалы выбирают гибкий график, финансовую и географическую независимость.

Изменение образа жизни населения, взросление поколения Z приводят к смене ценностей. Причём речь идёт даже о таких базовых понятиях, как успех. Мерилом успеха старшего поколения являлось наличие собственного дома и автомобиля. Сейчас модно вкладывать деньги в опыт и впечатления. Это не только мода, но и психологическая потребность. Психологи провели целый ряд исследований и доказали, что больше радости приносит новый опыт, чем новые вещи. Опыт не обесценивается, его невозможно украсть, и он не требует обслуживания. Эти взгляды захватывают всё большее количество умов.

Под новые потребности формируется новое предложение на рынке услуг. Каршеринговые сервисы набирают всё большую популярность: около 70% пользователей оценивают данную услугу как более выгодную альтернативу такси, а в 50% случаев — выгоднее покупки собственного автомобиля. Этому способствуют и растущие цены на бензин, повсеместное появление платных парковок, растущая стоимость автотранспортного налога, дороговизна обслуживания транспортного средства и требование обязательного автострахования.

Обладание собственным автомобилем рассматривается с точки зрения его пользы. Если машина нужна лишь время от времени и при этом может быть заменена на альтернативные варианты, то наличие автомобиля в собственности становится необязательным. У молодого поколения нет предубеждений по поводу общественного транспорта, велосипеда, самоката и других средств передвижения. Активное развитие сервисов по доставке продуктов питания и промышленных товаров закрывает ещё одну задачу, которую раньше решали при помощи собственного автомобиля.

Если же периодически возникает необходимость добраться из точки, А в точку Б именно на автомобиле или нужно доставить груз, то каршеринговые сервисы становятся более выгодным решением, чем содержание собственного автомобиля.

В пользу каршеринга сработала и пандемия COVID-19: желание избегать общественных мест заставило многих сделать выбор в пользу индивидуального транспорта. И здесь параллельно стали развиваться две тенденции. Во-первых, люди активно стали интересоваться покупкой собственного автомобиля. Эту тенденцию усилило и снижение процентной ставки по кредитам, падение курса рубля и наличие у населения накоплений, которые невозможно стало потратить на путешествия. Вторая тенденция — рост числа пользователей каршеринга. Содержание одного или двух автомобилей в семье, где владельцы перешли на удаленную работу, стало финансово затратным. Возможные перспективы частичной занятости также снимают необходимость покупки авто.

Подорожание топлива и повышенный спрос могут в ближайшее время привести и к увеличению тарифов на каршеринг и услуги такси в Петербурге. Падения цен можно ожидать только в случае прихода на рынок нового крупного игрока, что довольно проблематично в условиях олигополизации отечественного рынка автопроката и агрегаторов такси.

Нельзя сказать, что миллениалы поголовно откажутся от прав собственности на автомобиль. Смена жизненных практик, появление детей, наличие загородной недвижимости, пусть и арендованной, требуют наличия хотя бы одного собственного автомобиля в семье.

Новые вызовы требуют нового отношения к потребителю. Автопроизводители уже активно внедряют новые стратегии, выходя на рынок аренды автомобилей без посредников. Так, компания Hyundai запустила сервис «подписки» с разными вариантами проката автомобиля: на год, месяц или посуточно. Для пользователей сервиса есть только ограничение по пробегу, но нет ограничений по географии поездки, в тарифы включены как страхование, так и помощь на дорогах. Оформление происходит онлайн, а автомобиль можно забрать в дилерских центрах завода-производителя.

Возможность аренды автомобиля с последующим выкупом предлагает компания Volvo. В будущем каршерингу необходимо будет решить задачу снижения стресса от вождения автомобиля. Тогда ещё больше пользователей сервисов такси смогут пересесть в арендованные автомобили. Так что будущее каршеринга за беспилотными автомобилями.


К списку новостей