Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ретейле, объяснил, какие изменения произойдут в сфере потребительского рынка на фоне частичной мобилизации, в каких сферах возникнет дефицит кадров и когда можно будет делать хоть какие-то прогнозы развития ситуации.
Всё в мире взаимосвязано, а такие серьёзные решения, как частичная мобилизация в стране, безусловно, влияют на все сферы жизни. Ретейл — одна из крупнейших отраслей экономики. Разумеется, ее это решение не обойдет стороной. Какие экономические последствия возникнут для отрасли?
- 1. Скорее всего, от мобилизации пострадает логистика. Водители в военное время (тем более в ситуации широкого фронта в 1 тыс. км) крайне необходимы. Их, скорее всего, мобилизуют в первую очередь.
- 2. Попадут под мобилизацию курьеры и охранники. Это, как правило, молодые, здоровые и физически крепкие ребята без высшего образования (многие с армией за плечами). Наверняка в результате мобилизации в сфере доставки товаров и охраны ТЦ возникнет кадровый голод. Возможна активная замена физической охраны на техническую.
- 3. Из-за нехватки персонала власти, возможно, решат сократить время работы торговых комплексов, чтобы убрать одну смену и высвободить больше людей.
- 4. Многие повестки в военкомат мужчинам раздают на работе. Значит, будут проверки по учёту персонала в компаниях, актуализация трудовых договоров. Непонятно, как будут вручать повестки самозанятым. Видимо, по старинке, с курьером.
- 5. Мобилизованным обещаны крупные денежные выплаты — по 300 тыс. рублей в месяц. У большинства мобилизованных доход в обычной жизни в 10 раз меньше. За год бюджет потратит только на призванных в армию более 1 трлн рублей. Не хочется оценивать безвозвратные потери, которые оплачиваются ещё выше (пусть все вернутся живыми и здоровыми), но все эти деньги в итоге попадут в торговый оборот. Если вспомнить, что рынок ретейла в стране составляет 33 трлн рублей, то 1 трлн рублей — внушительная сумма.
- 6. Под призыв не попадают люди старше 50 лет, если они не офицеры (и до 65 лет, если они офицеры). Видимо, спрос на старшее поколение на рынке труда вырастет, поскольку это надёжно. Кроме того, старики если работают, то работают на совесть.
- 7. Скорее всего, мобилизованных оденут из госрезервов. Количество людей, которых собираются мобилизовать, большое. Значит, потребуется резервы пополнять. Легкая промышленность будет работать на полную мощность.
- 8. Будет на подъеме адаптивная мода, особенно масс-маркет.
- 9. Острая фаза любого кризиса обычно длится до полутора месяцев. В этот момент не понимаешь, какие действия предпринять. Потом наступает адаптация, в том числе и в экономике. Этот период длится около 6 месяцев. Главное не растеряться. Важно иметь холодную голову и веру в наилучший исход. К началу декабря мы увидим новые очертания окружающего нас бизнеса, а к апрелю-маю уже можно будет думать о прогнозах.
Мнение опубликовано в телеграм-канале «Агатов Борис Tech Магазин 4.0»
Собственник торговой DIY-сети «Вимос» Владимир Гурьев рассказал «Новому проспекту» о планах развития в торговле и производстве, вспомнил «лихие 90-е», объяснил, почему не планирует выход за пределы Северо-Запада и как в делах помогает охота.
Екатерина Фомичева
27.03.2024
Российские маркетплейсы решили зарегулировать окончательно. В Госдуму внесен законопроект, запрещающий площадкам типа Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет» брать деньги за возврат товаров. И это еще не всё: «единорогов» рынка урежут в правах сильнее прочих.
Маргарита Моржакова
12.03.2024
Юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина рассказала, какие проблемы могут возникнуть у покупателей и продавцов на маркетплейсах и как юристы помогают разрешать такие споры.
Анна Пронина
11.03.2024