Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC:
— Война либидо и мортидо, сил жизни и смерти, не прекращается. Она бесконечна и просто принимает разные формы, вопрос — строишь ты жизнь или смерть. С точки зрения психологии, человеческие эмоции — это расхождение фактов и ожиданий. Конечно, у всех были совершенно другие ожидания, но это то, чем управлять не можем. Поэтому вся наша задача — разделить то, чем мы можем управлять, от того, чем не можем, и делать хорошо то, что можем делать хорошо. Вспоминая бородатый анекдот про русских и что у них хорошо получается: у нас на территории, где должно жить 300 млн, живет 145 млн, можно и этим сейчас заняться.
Что касается компаний, то те, кто не делают плохой продукт, имеют все шансы улучшиться. Не нужно забывать, что вместе с уходом бизнеса, инвестиций (которые ни разу не иностранные, а те самые наши же собственные офшоры, которые вливают деньги) ушло много огорчений. Полетело в тартарары авторское право. Кто спрашивает, что такое параллельный импорт. Сильно упростились многие процедуры. Когда Федеральная налоговая служба разрешила на предприятиях уличной торговли убрать кассовые аппараты, я как человек, который жил 1990-е, сразу начала дико гоготать, потому что это обнал пошел. Мы можем прикидываться, что все товары у нас жутко легально завозились. Все мы ездили в Финляндию и как будто не видели две линии из грузовиков, стоящих вдоль границы. И все мы знаем, что все они едут в Россию как зеленый горошек: весь товар во всех направлениях по двум разным накладным. В этом наша сила, нас невозможно поставить на колени: мы лежим, лежали и будем лежать.
Есть виды бизнеса, которые очевидно растут. Я вижу людей, которые утроили, упятерили свои обороты, — это люди, которые делают хороший продукт. Есть люди, которые умеет хорошо воровать чужие продукты и доводить до ума. На этом построена крупнейшая китайская экономика, которая отрицает интеллектуальную собственность. Сейчас мы имеем возможность очиститься от большого количества навязанных вещей. Мы совершенно незачем вступали в ВТО с ограничениями, которые были. И сейчас многое наносное, что происходит во время кризиса, сгорит, и из него что-то прорастет. Наша задача — остаться среди тех, кто прорастет, а не тех, кто сгорит.