Бедные и богатые. Зачем выяснять, сколько получают россияне
Модальный уровень зарплаты в стране, выяснили статистики, равняется 23,5 тысячам рублей. Это, то есть, самая распространенная зарплата, которую получает примерно 15-20% россиян.
В последнее время выяснение размера наших доходов стало весьма популярной темой. Пару недель назад, к примеру, все обсуждали другую цифру от того же Росстата — 34,3 тысячи рублей. Это медианная зарплата в России.
А Владимир Путин на «прямой линии» в июне говорил о том, что в России средняя начисленная заработная плата составляет по последним данным 48,5 тысяч. И эта цифра тоже показалась всем очень любопытной. Потому что до этого несколько человек пожаловались Путину на то, что зарабатывают около 10 тысяч рублей. Президент не поверил и стал рассуждать о том, что зарплаты, во-первых, в разных отраслях и регионах разные, а во-вторых, доходы россиян могут падать из-за того, что они набрали кредитов.
Конечно, это все разные показатели. Зарплата и доход — не одно и то же. Средняя, модальная и медианная зарплаты тоже отдельные понятия. Терминологически тут все ясно — с точки зрения экономической науки. Но есть еще и точка зрения политики, где используется только термин «получают». И с этой точки зрения мы пытаемся в целом ответить на вопрос, богато ли люди живут в России или бедно.
Это тоже понятия расплывчатые. Непонятно, например, доходом или расходом следует считать кредит. Но смысл в том, что если россияне богатые, значит, правительство и президент работают хорошо и претензий к ним нет. А если бедные, то к властям появляются обоснованные, а значит, совершенно ненужные вопросы.
Дальше начинается тактика. Условно «бедному» человеку, получающему 20 тысяч, нельзя говорить о том, что в стране, кроме него, существует множество тех, кто получает 48 тысяч. Он сразу думает, что власти ему либо врут, либо недоплачивают. Поэтому, ляпнув про 48 тысяч, полезно сразу оговориться — нет-нет, что вы, на самом деле у нас все те же 20 получают.
А его воображаемый антипод, получающий 48 тысяч, не хочет ничего слышать про 20. Он в свою очередь от этого подозревает, что власть у нас некомпетентна. Плохо для власти то, что именно такой «средний класс» в России наиболее активен политически.
Итак, «бедных» нужно убедить в том, что все вокруг бедные. А «богатых» — в том, что все вокруг «богатые». Задача осложняется тем, что есть еще определенный процент людей, получающих миллион. Эти сами не раздражаются, зато раздражают всех остальных. И нужно как-то сделать вид, что их вообще не существует.
В конечном итоге получается, что для того, чтобы усидеть на двух стульях, надо одну половину страны как-то спрятать от другой половины. При том, что и те, и другие не только смотрят одну и ту же «прямую линию», но еще и ходят по одним и тем же улицам.
Приходится жонглировать цифрами, стараясь ни одной не уронить. Хорошо, что общество у нас в последние годы стало, говорят социологи, сильно атомизированным. Никто не обращает внимания на соседей. Задача у власти и так непростая, а была бы, пожалуй, и вовсе невыполнимой.
Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ